Статьи





Фома Аквинский
(1225? - 1274)

Хаягрива дас: Фома Аквинский составил целостную церковную доктрину, изложенную в “Сумме теологии”, которая представляет собой официальную философию Римской католической церкви. Аквинский не проводил характерного для Августина резкого разграничения между материальным и духовным мирами или между мирским обществом и градом Божьим. Для него и материальное, и духовное творения берут начало в Боге. В то же время он допускает, что духовный мир выше материального.
Шрила Прабхупада: Когда мы говорим “материальный мир”, мы имеем в виду мир временный. Некоторые философы, подобные майявади, объясняют, что материальный мир ложен, но мы, вайшнавы, предпочитаем говорить, что он временный или иллюзорный. Он является отражением духовного мира, но сам по себе он не имеет реальности. Поэтому иногда мы сравниваем материальный мир с миражем в пустыне. В материальном мире нет счастья, но трансцендентное блаженство и счастье, существующие в духовном мире, отражаются здесь. Неразумные люди гонятся за этим иллюзорным счастьем, забывая, что подлинное счастье - в духовной жизни.
Хаягрива дас: Фома Аквинский был согласен с обоими утверждениями, одно из которых принадлежит Ансельму, а другое - Абеляру: “Я верую, чтобы суметь понять” и “Я понимаю, чтобы суметь поверить”. Таким образом, рассудок и откровение взаимно дополняют друг друга как средства постижения истины.
Шрила Прабхупада: Поскольку человеческий рассудок несовершенен, необходимо ещё и откровение. Истина постигается посредством логики, философии и откровения. По вайшнавской традиции, мы приходим к истине через гуру, духовного учителя, который принимается как представитель Абсолютной Истины, Личности Бога. Он передаёт послание истины, потому что увидел Абсолютную Истину через ученическую преемственность. Если мы принимаем настоящего (иoта ашdу) духовного учителя и удовлетворяем его смиренным служением, то благодаря его милости мы в откровении можем понять Бога и духовный мир. Поэтому мы приносим свои почтения духовному учителю молитвой:
йасйа прасадад бхагават-прасадо
йасйапрасадан на гатих куто ’пи
дхйайан стувамс тасйа йашас три-сандхйам
ванде гурох шри-чаранаравиндам
“Благословение Кришны можно обрести лишь по милости духовного учителя. Без его милости любые попытки достичь совершенства обречены на провал. Поэтому я должен всегда помнить о своём духовном учителе и прославлять его. Не меньше трёх раз в день должен я склоняться в глубоком почтении к лотосным стопам своего духовного учителя” (Шри Гурв-аштака, 8). Мы можем понять Бога, если мы удовлетворяем духовного учителя, который без спекуляций передает послание Господа. Говорится: севонмукхе хи
джихвадау свайам эва спхуратй адах (Падма-пурана). Господь открывается, когда мы занимаем свои чувства служением Господу.
Хаягрива дас: По Аквинскому, Бог - это одно единственное существо, которое состоит из чистой формы. Он считал, что материя - лишь нечто потенциальное, а для того, чтобы быть реальной, она должна принять определенные очертания или форму. Другими словами, живое существо должно получить индивидуальную форму для того, чтобы осуществить себя. Когда материя соединяется с формой, форма сообщает ей индивидуальность и персональность.
Шрила Прабхупада: Материя сама по себе не имеет формы; формой обладает именно духовная душа. Материя является покрытием подлинной формы духовной души. Материя лишь кажется обладающей формой, потому что душа имеет форму. Материя подобна одежде, которая скроена впору телу. Однако в духовном мире все имеют форму: и Бог, и духовные души.
Хаягрива дас: Аквинский полагал, что только Бог и ангелы имеют нематериальную форму. Нет разницы между формой Бога и духовным Я Бога.

Шрила Прабхупада: Формой обладает и Бог, и индивидуальные души. Это подлинная форма. Материальная форма не более чем покрытие духовного тела.
Хаягрива дас: Аквинский приводит пять основных доказательств существования Бога: первое, Бог обязательно существует как первопричина; второе, материальный мир не может создать сам себя, необходимо место вне него, духовное, чтобы создать его; третье, поскольку мир существует, должен быть творец; четвертое, поскольку в мире есть относительное совершенство, должно быть и абсолютное совершенство, лежащее в основе его; и пятое, так как творение имеет замысел и цель, то должен быть конструктор, который замыслил это.
Шрила Прабхупада: Мы тоже принимаем все эти доказательства. И ребёнок не может появиться без отца и матери. Современные философы не принимают в расчет этого сильнейшего аргумента. Согласно Брахма-самхите, всё имеет причину, а Бог есть конечная причина.
ишварах парамах кришнах
сач-чид-ананда-виграхах
анадир адир говиндах
сарва-карана-каранам
“Кришна, который известен как Говинда, есть Верховная Личность Бога. Он обладает вечным, блаженным, духовным телом. Он – начало всего. У Него нет иного начала, и Он есть первичная причина всех причин”
(Брахма-самхита, 5.1).
Хаягрива дас: Он также утверждает, что относительное совершенство, которое мы находим здесь, обязательно предполагает существование абсолютного совершенства.
Шрила Прабхупада: Да, духовный мир - это абсолютное совершенство, а этот временный материальный мир есть ни что иное, как отражение этого духовного мира. Любое совершенство, которое мы обнаруживаем в этом материальном мире, происходит от мира духовного. Джанмадй асйа йатах. Согласно Веданта-сутре, всё, что порождено, исходит из Абсолютной Истины.
Хаягрива дас: Сейчас даже некоторые ученые признают доказательство Аквинского о том, что, поскольку ничто не способно создать само себя в этом материальном мире, то для начального творения требуется нечто внешнее, или духовное.
Шрила Прабхупада: Да, гора не в состоянии создать что-либо, но человеческое существо может придать форму камню. Гора может быть очень большой, но она остается лишь камнем, неспособным придать чему-либо очертаний.
Хаягрива дас: В отличие от Платона и Аристотеля, Аквинский утверждал, что Бог создал вселенную из ничего.
Шрила Прабхупада: Нет, вселенная, безусловно, создана Богом, но Бог и Его энергии всегда есть. Вы не можете, с точки зрения логики, утверждать, что вселенная создана из ничего.
Хаягрива дас: Фома Аквинский обычно возражал тем, что, поскольку материальная вселенная не могла возникнуть из духовной природы Бога, она должна быть создана из ничего.
Шрила Прабхупада: Материальная природа это также энергия Бога. Как утверждает Кришна в Бхагавад-гите:
бхумир апо ’нало вайух кхам мано буддхир эва ча
аханкара итийам ме бхинна пракритир аштадха
“Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго - эти восемь элементов составляют Мою отделённую материальную энергию” (Б.-г., 7.4). Все они исходят из Бога, поэтому они не могут быть нереальными. Они рассматриваются как подчиненные, потому что являются отделенными материальными энергиями Бога. Звук, который исходит из магнитофона, может в точности напоминать оригинальный голос человека. Сам этот звук не есть голос человека, но он исходит из человека. Если не видно, откуда идет звук, то можно предположить, что действительно говорит сам человек, хотя он может находиться далеко. Так и материальный мир является экспансией энергии Всевышнего Господа, и не следует думать, что он возник из ничего. Он изошел из Верховной Истины, но он является подвластной, отделенной энергией. Превосходящая энергия находится в духовном мире, мире действительности. В любом случае мы не можем согласиться, что материальный мир произошел из ничего.
Хаягрива дас: Да, но Аквинский говорил, что он был создан Богом из ничего.
Шрила Прабхупада: Нельзя сказать, что энергия Бога - ничто. Его энергия проявляется и вечно существует с Ним. Энергия Бога непременно должна существовать. Если у Бога нет энергии, как же Он может быть Богом?
на тасйа карйам каранам ча видйате
на тат-самаш чабхйадикаш ча дришйате
парасйа шактир вивидхаива шруйате
свабхавики джнана-бала-крийа ча
“Тело Господа не похоже на тело обыкновенного существа. Его тело не отлично от Его души. Он абсолютен, и все Его чувства духовны. Каждый из Его органов чувств может выполнять функции любого другого органа. Поэтому на свете нет никого равного Ему или более великого, чем Он. Его энергия бесконечна и многообразна, поэтому все Его деяния вершатся сами собой, естественным образом” (Шветашватара-упанишад, 6.8). Бог обладает многочисленными энергиями, и материальная энергия - всего лишь одна из них. Так как Бог есть всё, вы не можете говорить, что материальная вселенная произошла из ничего.
Хаягрива дас: Как и Августин, Аквинский считал, что грех сопутствует человеку. Из-за первородного греха Адама каждый человек нуждается в спасении, которое можно обрести лишь по милости Бога. Но индивидуум сам должен по своей свободной воле согласиться на то, чтобы милость Господа вступила в действие.
Шрила Пра6хупада: Да, мы называем это согласие бхакти, преданное служение.
атах шри-кришна-намади
на бхавед грахйам индрийаих
севонмукхе хи джихвадау
свайам эва спхуратй адах
“Материальными чувствами невозможно оценить святое имя Кришны, Его форму, качества и игры. Когда обусловленная душа пробуждается к сознанию Кришны и воздает служение Ему, используя свой язык для воспеваний святого имени Господа и вкушения остатков пищи Господа, язык очищается, и человек постепенно приходит к пониманию того, кто есть Кришна на самом деле” (Падма-пурана).
Бхакти - это наше вечное занятие, и когда мы заняты своей извечной деятельностью, мы обретаем спасение, или освобождение. Когда мы заняты ложной деятельностью, мы находимся в иллюзии, майе. Мукти, освобождение означает пребывание в своем органичном положении. В материальном мире мы занимаемся многообразной деятельностью, но вся она имеет отношение к материальному телу. В духовном мире дух занимается служением Господу, и это и есть освобождение, или спасение.
Хаягрива дас: Аквинский считал, что грехи бывают простительные и смертные. Простительный грех - это грех, который может быть прощен, но смертный грех - нет. Смертный грех пятнает душу.
Шрила Прабхупада: Когда живое существо не подчиняется повелениям Бога, его помещают в этот материальный мир, и это его наказание. Оно либо исправляется посредством благоприятного общения, либо претерпевает перерождение. Принимая одно тело за другим, оно испытывает бедствия материального существования. Душа не пятнает себя, она лишь может участвовать в греховных делах. Хотя воду и масло нельзя перемешать, масло, плавающее на поверхности воды, увлекается текущей водой. Коль скоро мы приходим в соприкосновение с материальной природой, мы попадаем в когти материального мира.
пракритех крийаманани гунаих кармани сарвашах
аханкара-вимудхатма картахам ити манйате
“Введенная в заблуждение ложным эго, обусловленная душа считает себя совершающей действия, которые на самом деле совершают три гуны материальной природы” (Б.-г., 3.27). Как только живое существо входит в материальный мир, оно утрачивает свою собственную силу. Оно находится всецело в когтях материальной природы. Масло никогда не смешивается с водой, но оно может быть унесено волнами.
Хаягрива дас: Аквинский считал, что соблюдение монашеских обетов нищеты, целибата и послушания открывает прямую дорогу к Богу, но он не думал, что эти аскезы предназначены для широких масс людей. Он смотрел на жизнь как на паломничество по миру чувств к духовному миру Бога, от несовершенства к совершенству, а монашеские обеты предназначены для того, чтобы помочь нам на этом пути.
Шрила Прабхупада: Да, согласно наставлениям Вед, мы должны следовать путем тапасйи, добровольного самоограничения. Тапаса брахмачарйена. Тапасйа, или аскетизм, начинается с брахмачарйи, целибата. Мы должны, прежде всего, научиться контролировать свое сексуальное побуждение. С этого начинается тапасйа. Мы должны контролировать чувства и ум, а затем нам следует отдать все, что есть у нас, на служение Господу. Следуя по пути истины и оставаясь в чистоте, мы можем практиковать йогу. Идя этим путем, можно приблизиться к духовному царству. Однако всё это можно реализовать, занимаясь преданным служением. Если мы становимся преданными Кришны, мы автоматически достигаем благ, которые приносит аскетизм, не делая для этого никаких дополнительных усилий. Одним махом - преданным служением - мы можем достичь благ всех иных процессов.
Хаягрива дас: Аквинский не верил в то, что душа сама по себе (pуr sу) может быть отделена от определенной формы. Бог не создал душу способной обитать в каком-либо теле или форме, вернее сказать, что Он создал ангельскую душу, человеческую душу, животную душу и душу растений. Здесь мы опять обнаруживаем концепцию души сотворенной.
Шрила Прабхупада: Душа не создается. Она вечно существует вместе с Богом. Душа обладает независимостью, она может отвернуться от Бога; в этом случае она становится подобной искре, вылетевшей из огромного пламени. Когда искра отделяется, она теряет свое свечение. В любом случае индивидуальная душа всегда существует. Хозяин и Его слуги существуют вечно. Мы не можем сказать, что части тела создавались по отдельности. Пока есть тело, все его члены при нем. Душа никогда не создается и никогда не умирает. Это подтверждается в самом начале Бхагавад-гиты:
на джайате мрийате ва кадачин
найам бхутва бхавита ва на бхуйах
аджо нитйах шашвато ’йам пурано
на ханйате ханйамане шарире
“Душа не рождается и не умирает. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она нерождённая, вечная, всегда существующая и изначальная. Она не гибнет, когда погибает тело” (Б.-г., 2.20).
Может показаться, что душа появляется на свет и умирает, но это лишь потому, что она приняла материальное тело. Когда материальное тело умирает, душа перевоплощается в другое тело. Когда душа освобождается, она не должна больше принимать другое материальное тело. Она может вернуться домой, обратно к Богу, в свое изначальное духовное тело. Душа никогда не создавалась, а всегда существовала с Богом. Если мы говорим, что душа была создана, то может возникнуть вопрос, а не был ли сотворен и Бог, Верховная душа? Конечно, это не так. Бог вечен, и Его неотъемлемые частицы тоже вечны. Разница лишь в том, что Бог никогда не принимает материального тела, в то время как индивидуальная душа, будучи лишь крохотной частицей, иногда не может устоять перед материальной энергией.
Хаягрива дас: А душа вечно существует с Богом в духовной форме?
Шрила Прабхупада: Да.
Хаягрива дас: То есть душа обладает формой, которая не распадается. Притом, это не форма материального тела?
Шрила Прабхупада: Материальное тело просто имитация. Оно ложно. Поскольку у духовного тела есть форма, материальное тело, покрытие, также принимает форму. Как я уже объяснил, ткань исходно не имеет формы, но портной может скроить из нее платье, соответствующее форме. В действительности эта материальная форма иллюзорна. Изначально она лишена формы. Она на какое-то время принимает форму, а
когда та становится старой и бесполезной, вновь возвращается к своему изначальному положению. В Бхагавад-гите (18.61) тело сравнивается с машиной. Душа же имеет свою собственную форму, но ей дается машина, тело, которое она использует, чтобы блуждать по всей вселенной, пытаясь наслаждаться.
Хаягрива дас: Я думаю, что проблема отчасти состоит в том, что и Августин, и Аквинский не могли представить себе духовную форму. Когда они говорят о форме, они думают, что под этим обязательно подразумевается материя. Аквинский придерживался доктрин Августина и Платона, утверждающих, что если душа независима от материи, человек утрачивает основу своей сплоченности. Он смотрел на человека и как на тело, и как на душу. Человек - это определенный тип души в специфическом теле.
Шрила Прабхупада: Когда вы одеты, кажется, будто вы не отличаетесь от своей одежды. Ваша одежда движется вместе с вами, но она и вы совершенно различны.
Хаягрива дас: Аквинский не верил, что живое существо обладает духовной формой как таковой. Чтобы придать душе форму, необходима материя.
Шрила Прабхупада: Нет. Она имеет изначальную форму.
Хаягрива дас: Это не форма тела?
Шрила Прабхупада: Это форма духа. Тело принимает форму, потому что дух имеет форму. Материя не имеет формы, но она покрывает духовную форму души и таким образом принимает форму.
Хаягрива дас: Аквинский считал, что секс предназначен исключительно для рождения детей, и что родители ответственны за то, чтобы дать своим детям духовное образование.
Шрила Прабхупада: Веды предписывают то же самое. Вы не должны заводить детей, если не можете освободить их из цикла рождения и смерти.
гурур на са сйат сва-джано на са сйат
пита на са сйадж джанани на са сйат
даивам на тат сйан на патиш ча са сйан
на мочайед йах самупета-мритйум
“Тот, кто не способен вызволить своих подопечных из круговорота рождения и смерти, не имеет права становиться духовным учителем, мужем, отцом, матерью или полубогом, которому поклоняются простые смертные” (Бхаг., 5.5.18).
Хаягрива дас: Фома Аквинский утверждал, что секс по причинам иным, чем “поддержание рода, противен доброй природе, то есть сохранению вида”. Остается этот аргумент в силе, если учитывать сегодняшнее перенаселение?
Шрила Прабхупада: Сохранение вида сюда не относится. Незаконный секс – греховен, потому что он для чувственного удовлетворения, а не для рождения детей. Чувственное удовлетворение в любой форме греховно.
Хаягрива дас: Касаясь государства, Аквинский, как и Платон, был за просвещенную монархию, но в некоторых случаях, считал он, человеку не обязательно подчиняться законам человеческим, если эти законы мешают благополучию человека и являются инструментом насилия.
Шрила Прабхупада: Да, но прежде всего мы должны знать, в чем состоит наше благополучие. К несчастью, с развитием материалистического образования мы упускаем цель жизни. Цель жизни открыто провозглашается в Веданта-сутре: атхато брахма-джиджнаса. Жизнь предназначена для постижения Абсолютной Истины. На этом принципе основывается ведическая цивилизация, но современная цивилизация отклонилась от него и отдала себя тому, что вообще не может избавить ее от бедствий рождения, старости, болезней и смерти. Так называемый научно-технический прогресс не решает действительных проблем жизни. Хотя мы вечны, в настоящее время мы подвержены рождению и смерти. В этот век Кали-юги люди несообразительны в науке о самореализации. Люди создают свой собственный образ жизни, и они несчастны и беспокойны.
Хаягрива дас: Аквинский приходит к выводу, что если законы Бога и человека противоречат друг другу, нам следует повиноваться законам Бога.
Шрила Прабхупада: Да. Мы можем также повиноваться человеку, который повинуется законам Бога. Подчиняться несовершенной личности бессмысленно. Так слепые идут за слепцом. Если лидер не следует наставлениям верховного контролирующего, он неизбежно слеп и не способен вести. К чему нам рисковать своей жизнью, следуя за слепцами, которые считают себя сведущими, но на самом деле таковыми не являются. Вместо этого нам следует принять решение - брать уроки у Верховной Личности, Кришны, который все знает в совершенстве. Кришна знает прошлое, настоящее и будущее, что идёт нам на пользу.
Хаягрива дас: По Аквинскому, вся земная власть существует только с позволения Бога. Поскольку церковь - это посланник Бога на земле, то церковь должна также контролировать всякую власть в миру. Он считал, что мирские правители должны во всем подчиняться церкви, которая должна быть способна отлучать монарха и свергать его с престола.
Шрила Прабхупада: Мирскую деятельность следует организовать таким образом, чтобы Бог являлся конечной целью познания. Хотя церковь или брахманы могут не исполнять непосредственных административных функций, правительство должно действовать под надзором и наставлениями. Такова ведическая система. Администраторы, кшатрийи, обычно получали советы от брахманов, которые были способны доставлять духовное послание. В Бхагавад-гите (4.1) упоминается, что миллионы лет тому назад Кришна учил йоге Бхагавад-гиты бога Солнца. Бог Солнца - прародитель кшатрийев. Если царь следует наставлениям Вед или других писаний через брахманов или подлинную (иoта ашdу) церковь, он не просто царь, но также святая личность. Кшатрийи должны следовать повелениям брахманов, а ваишйи должны следовать повелениям кшатриев. Шудры должны следовать наставлениям трех превосходящих групп.
Хаягрива дас: Касаясь красоты Бога, Аквинский пишет: “Бог прекрасен Сам в Себе, а не относительно каких-то ограниченных пределов... Ясно, что красота всех вещей происходит от божественной красоты...
Бог желает, насколько это возможно, умножить Свою собственную красоту, скажем, посредством сообщения Своих подобий. Безусловно, все вещи сотворены для того, чтобы имитировать некоторым образом божественную красоту”.
Шрила Прабхупада: Да, Бог - это вместилище знания, красоты, силы, славы, отречения, богатства. Бог - вместилище всего, и поэтому все прекрасное, что мы видим, исходит из крохотной частицы Божьей красоты.
йад йад вибхутимат саттвам шримад урджитам эва ва
тат тад эвавагаччха твам мама теджо’мша-самбхавам
“Знай же, что всё чудесное, прекрасное и величественное в этом мире - лишь искра Моего великолепия” (Б.- г., 10. 41).
Хаягрива дас: Касаясь взаимоотношений между теологией и философией, Аквинский пишет: “Насколько священная доктрина основывается на свете веры, настолько философия опирается на естественный свет разума... Если в утверждениях философов где-нибудь обнаруживается расхождение с верой, то это уже не философия, а, скорее, оскорбление философии, проистекающее от ошибки в рассуждениях”.
Шрила Прабхупада: Да, это верно. В силу материальной обусловленной жизни каждый человек обладает недостатками. Философия людей с недостатками не в состоянии помочь обществу. Совершенная философия исходит от того, кто имеет связь с Верховной Личностью Бога, и такая философия благотворна. Спекулятивные же философы строят свои верования на воображении.
Хаягрива дас: Аквинский пришел к выводу об абсолютной необходимости божественного откровения, потому что лишь очень немногие люди могут прийти к истине с помощью философского метода. Этот путь полон ошибок, а само это путешествие отнимает много времени.
Шрила Прабхупада: Да, это факт. Нам нужно иметь непосредственную связь с Верховной Личностью, Кришной, который обладает полным знанием. Нам следует понять Его наставления и постараться придерживаться их.
Хаягрива дас: Аквинский считал, что автором священных писаний может быть только Сам Бог, который может не только “приспосабливать слова к их смыслу, что может сделать и человек, но и приспосабливать вещи в самих себе”. Писания тоже не ограничиваются одним смыслом.
Шрила Прабхупада: Священные писания имеют один смысл, но их интерпретация может быть различной. В Библии утверждается, что Бог создал вселенную, и это действительно так. Можно предполагать, что вселенная была создана из некоего куска или еще чего-нибудь такого, но нам не следует так истолковывать писания. Мы преподносим Бхагавад-гиту такой, как она есть, без каких-то интерпретаций, не имея своих мотивов. Мы не можем менять слова Бога. К сожалению, множество интерпретаторов извратили сознание Бога в обществе.
Хаягрива дас: В этом Аквинский как будто расходится с официальной католической доктриной, которая признает лишь интерпретацию Папы. Он считал, что писания могут содержать в себе множество смыслов, в соответствии со степенью нашей реализации.
Шрила Прабхупада: Смысл один, но если мы не реализованны, мы можем истолковывать многими значениями. И в Библии, и в Бхагавад-гите утверждается, что Бог создал вселенную.
ахам сарвасйа прабхаво
матах сарвам правартате
“Я - источник всех духовных и материальных миров. Всё исходит из Меня” (Б.-г., 10.8). Если на самом деле всё есть эманация энергии Бога, почему мы должны принимать другое значение или интерпретацию? А какой может быть второй смысл?
Хаягрива дас: Ну, в Библии утверждается, что после сотворения вселенной Бог прогуливался днем по Раю. Аквинский считал, что здесь содержится внутренний, метафорический смысл.
Шрила Прабхупада: Если Бог может творить, Он может и прогуливаться, говорить, прикасаться и смотреть. Если Бог личность, для чего нужен второй смысл? Что это, как по-вашему?
Хаягрива дас: Имперсональные спекуляции.
Шрила Прабхупада: Если Бог - творец всех вещей, Он должен быть личностью. Кажется, что вещи происходят от вторичных причин, но на самом деле все сотворено Верховным Творцом.
Хаягрива дас: Создается впечатление, что Аквинский поощрял индивидуальные интерпретации. Он пишет: “Множественность значений в одном тексте принадлежит к числу достоинств священного писания, так что оно может соответствовать различному пониманию людей, ибо каждый человек изумится, что он способен обнаружить истину, которую он постиг своим умом, выраженной в священном писании”.
Шрила Прабхупада: Нет. Если ум человека совершенен, он может дать смысл, но, по нашему убеждению, если человек совершенен, зачем ему стараться изменить слово Божье? А если человек несовершенен, то какая ценность в его изменениях.
Хаягрива дас: Аквинский не говорит об “изменениях”.
Шрила Прабхупада: Интерпретация значит изменение. Если человек несовершенен, как он может менять слова Бога? Если слова можно изменить, они несовершенны. Поэтому возникнут сомнения - кто сказал эти слова, Бог или несовершенная личность.
Хаягрива дас: Множество различных протестантских верований возникло в результате подобной индивидуальной интерпретации. Очень странно обнаруживать эту точку зрения у Аквинского.
Шрила Прабхупада: Как только вы начинаете интерпретировать или вносить изменения в писание, писание теряет свой авторитет. Потом придёт другой и будет истолковывать по-своему. А за ним придут ещё и ещё, и таким образом изначальный смысл писания будет утрачен.
Хаягрива дас: Аквинский полагал, что в этой жизни невозможно увидеть Бога. Он пишет: “Бога в Его сути не может увидеть тот, кто просто человек, если он не отлучен от этой смертной жизни... Божественную суть нельзя постичь через природу материальных вещей”.
Шрила Прабхупада: Что он подразумевает под божественной сутью? Для нас божественная суть Бога личностна. Когда человек не может понять Личность Бога, он повсюду видит имперсональную ипостась. Когда он продвигается дальше, он видит Бога как Параматму в своем сердце. Таков результат йогической медитации. Наконец, если человек воистину продвигается, он может видеть Бога лицом к лицу. Когда приходил Кришна, люди видели Его лицом к лицу. Христиане принимают Христа как сына Бога, и когда он приходил, люди видели его лицом к лицу. А Аквинский считает, что Христос не божественная суть Бога?
Хаягрива дас: Для христианина Христос должен быть божественной сутью.
Шрила Прабхупада: А разве не много людей видело его? Тогда как может Аквинский говорить, что Бога нельзя увидеть?
Хаягрива дас: Трудно сказать, кем является Аквинский по преимуществу: имперсоналистом или персоналистом.
Шрила Прабхупада: Это означает, что он спекулирует.
Хаягрива дас: Он пишет о персональной ипостаси следующим образом: «Поскольку природа Бога обладает всем совершенством, и, следовательно, все виды совершенств нужно относить к Нему, то, говоря о Боге, вполне приемлемо употреблять слово “личность”, но вместе с тем, отнесенное к Богу, оно употребляется не совсем так, когда относится к твари, а в более высоком смысле...
Безусловно, по своим достоинствам божественная природа превосходит всякую природу и, таким образом, вполне приемлемо говорить о Боге как о “личности”». Больше Аквинский не уточняет.
Шрила Прабхупада: Христос принимается как сын Бога, и если можно видеть сына, то почему нельзя увидеть Отца. Если Христос - сын Божий, то кто же Бог? В Бхагавад-гите Кришна говорит: ахам сарвасйа прабхавах. “Всё исходит из Меня” (Б.-г., 10.8). Христос говорит, что он от Бога, и это значит, что он исходит из Бога. Точно так же, как он имеет личность, личность имеет и Бог.
Поэтому мы говорим о Кришне как о Верховной Личности Бога.
Хаягрива дас: Касаясь имен Бога, Аквинский пишет: “Уже поскольку Бог прост и существует, мы приписываем Ему простые и абстрактные имена, чтобы выразить Его простоту, и конкретные имена, чтобы отразить Его существование и совершенство; хотя и те, и другие имена бессильны выразить образ Его бытия, ибо наш интеллект в этой жизни не знает Его таким, каков Он есть”.
Шрила Прабхупада: Один из атрибутов Бога - это бытие. Точно также одним из Его атрибутов является привлекательность. Бог привлекает всех. Слово “Кришна” означает “всепривлекающий”. Тогда что же в этом плохого - обращаться к Богу, называя его Кришна? Так как Кришна дарит наслаждение Радхарани, Его называет Радхика-рамана. Так как Он существует, Его называют Верховным Существом. В каком-то смысле у Бога нет имени, но в другом смысле - у Него миллионы имен в соответствии с Его деятельностью.
Хаягрива дас: Аквинский утверждает, что хотя имена применяются к Богу, чтобы выразить одну реальность, они не являются синонимами, потому что они выражают эту реальность в различных аспектах.
Шрила Прабхупада: У Бога есть имена, потому что Он обладает различными ипостасями и действиями.
Хаягрива дас: Но Аквинский заявляет, что имя принадлежит Богу не в том же смысле, в каком оно принадлежит тварям.
Шрила Прабхупада: Имена Его тварей также происходят от Бога. Например, Хаягрива появился как инкарнация-лошадь, и поэтому преданного зовут Хаягрива дас, что означает “слуга Бога”. Это имя не выдуманное, оно относится к деятельности Бога.
Хаягрива дас: Аквинский полагал, что имена Бога, подразумевающие отношение к тварям, провозглашают Бога временно. Он пишет: “Хотя Бог первичен по отношению к твари, тем не менее, поскольку значение слова “Господь” включает в себя идею слуги и наоборот, то два эти относительные понятия - Господь и слуга - одновременны по своей природе. Следовательно, Бог не был “Господом, пока Он не создал тварь, подчиненную Ему... Таким образом, имена Бога, которые обозначают отношение к тварям, применимы к Богу временно, а не идут из вечности, так как Бог находится снаружи всего порядка творения”.
Шрила Прабхупада: Бог всегда существует как Господь, и Его слуги вечно существуют с Ним. Как может Он быть Господом без слуги? Как может быть, что у Бога нет слуг?
Хаягрива дас: Ну, идея в том, что твари были созданы в определенный момент времени, а до того Бог должен был быть Сам по Себе.
Шрила Прабхупада: Это представление материальное. Именно материальный мир создается, а не духовный мир. Духовный мир и Бог существуют вечно. Тела тварей в этом материальном мире творятся, но Бог всегда пребывает в духовном мире с бесчисленными слугами. Согласно нашей философии, число живых существ беспредельно. Кому служить не нравится, тех помещают в этот материальный мир. Если говорить о нашей сущности как вечного слуги, то она вечна, будь мы в этом материальном мире или в мире духовном.
Если мы не служим Богу в духовном мире, мы сходим в материальный мир, чтобы служить иллюзорной энергии Бога. В любом случае Бог всегда хозяин, а живое существо - всегда слуга. В материальном мире живое существо, оставаясь слугой, думает о себе как о хозяине. Это - ложное представление, которое создает бесчисленные беспокойства. Подобная забывчивость или ложное представление невозможно в духовном мире. Там самореализованные души знают своё место вечных слуг Бога, вечного духовного хозяина.
Хаягрива дас: Аквинский считал, что чем менее определено имя Бога, тем более универсальным и абсолютным оно является. Поэтому он полагал, что самым подходящим именем Бога является “Он, кто есть”.
Шрила Прабхупада: Почему? Если Бог деятелен и создал всю вселенную, что плохого в том, чтобы обращаться к Нему в соответствии с Его действиями и атрибутами?
Хаягрива дас: Аквинский утверждает, что сама суть Бога – очевидный факт Его бытия, факт, что Он есть.
Шрила Прабхупада: Он есть, безусловно, но “Он есть” означает, что Он существует в Своей обители со Своими слугами, партнерами по играм, излюбленными занятиями и атрибутами. Там есть всё. Мы должны задаваться вопросом о том, каков смысл или природа Его бытия.
Хаягрива дас: Создается впечатление, что Аквинский в сущности был имперсоналистом.
Шрила Прабхупада: Нет. Он не мог определить, личностен или безличен Бог. Он склонен был служить Богу как личности, но у него нет ясного представления о Его личности. Поэтому он спекулирует.
Хаягрива дас: Есть ли в Ведах эквивалент понятия “Он, кто есть”.
Шрила Прабхупада: Ом тат сат - безличен. Однако, эта мантра может быть расширена как ом намо бхагавате васудевайа. Слово васудева значит “тот, кто живет повсюду”, и относится к Бхагавану, Верховной Личности Бога. Бог и личен, и безличен, но безличная ипостась вторична. Согласно Бхагавану Шри Кришне в Бхагавад-гите:
брахмано хи пратиштхахам амритасйавйайасйа ча
шашватасйа ча дхармасйа сукхасйаикантикасйа ча
“Я - основа безличного Брахмана, бессмертного, неуничтожимого и вечного, который есть средоточие высшего, изначального блаженства” (Б.-г., 14.27). Что это означает?
Хаягрива дас (читая): “Установление Брахмана есть начало трансцендентной реализации. Параматма, Сверхдуша, - это средняя, вторая стадия в трансцендентной реализации, а Верховная Личность Бога есть конечная реализация Абсолютной Истины”.
Шрила Прабхупада: Это божественная суть.
Хаягрива дас: Аквинский был, вероятно, самым плодовитым из христианских авторов. Его “Сумма теологии” до сих пор служит официальной доктриной Римской католической церкви. Поскольку слова Христа зачастую аллегоричны, они всегда были открыты для множества интерпретаций.
Шрила Прабхупада: Это не очень хорошо.
Хаягрива дас: Христос часто прибегал к притчам, чтобы упростить трансцендентное послание. Например, он сравнивал слово о царстве Божьем с семенем, которое иногда падает в тернии, или на каменистую землю, а иногда в плодородную почву, где оно прорастает.
Шрила Прабхупада: Подобное описание дается в Упанишадах, где живое существо сравнивается с искрой, а Бог - с пламенем. Пока искры находятся в пламени, они светятся, а когда вылетают из огня, их положение отлично. Искры могут упасть на камень, в воду или наземь, также как живые существа могут попасть в гуны - саттва-гуну, раджо-гуну или тамо-гуну - внутри материального мира.


Из книги "Диалектический спиритуализм"

обсудим в форуме

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
,
Hosted by uCoz