Заключение эксперта

  ж

В Нарсуд Центрального р-на г. Минска

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТА

На основании определения суда Центрального района г. Минска от O5.O8.93 г. экспертизу произвел Фурман Дмитрий Ефимович, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института Европы Российской Академии Наук, специалист в области истории и социологии религии, стаж с 1965 г., автор около 80 научных работ, в том числе книги "Сикхи и индусы! религия, политика, терроризм" (в соавторстве с А. Бельским) М. "Наука" 1990 г.

Религиоведческая экспертиза проведена по гражданскому делу по иску Прокурора г. Минска в интересах Мингорисполкома о прекращении деятельности Минской общины Международного Общества Сознания Кришны. Права и обязанности эксперта, предусмотренные ст. 52 ГПК Беларуси разъяснены. Об ответственности за отказ или уклонение от дачи или за дачу заведомо ложного заключения по ст. 177-178 УК Беларуси предупрежден.

Минская община Международного Общества Сознания Кришны зарегистрирована решением Исполкома Минского Городского Совета Народных Депутатов 04.01.92 г. Согласно Устава, община образована и действует на добровольных началах в целях - совместного исповедования и распространения Сознания Кришны (вайшнавизма), осуществляет свою деятельность в соответствии с вероучением MOCK, изложенном в книгах А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады. Расположена по адресу: г. Минск, ул. Павлова, 11. Район деятельности — Минск и прилегающие к нему населенные пункты. Президент общины — Гурчинский М.А. В состав общины входят верующие, следующие основным положениям вероучения и принятые в члены общины общим членским собранием. По Закону РБ "О свободе вероисповедания и религиозных организациях", обладает всеми правами религиозной организации.

Источниками для экспертизы явились книги издательства "Бхактиведанта Бук Траст", материалы суда, кассеты с записями богослужений, газетные статьи. Кроме того, вопрос о регистрации общин Сознания Кришны в СССР изучался мной на протяжении ряда лет, т.к. я был одним из экспертов при первой регистрации в СССР кришнаитов. Выводы по этому вопросу - изложены в имеющемся в деле ответе от 05.01.89 г.

Ответы на вопросы со стороны истца.

1. Является ли учение Международного Общества Сознания Кришны религиозным вероучением и к какому вероисповеданию оно относится?

Ответ: Безусловно, учение МОСК является религиозным вероучением. Вопрос о том, к какому вероисповеданию оно относится – не корректен, ибо слово "вероисповедание" не применимо к индуизму и его течениям. Тем не менее, учение МОСК может быть отнесено к группе реформаторских индуистских религиозных течений.

2. Проповедь каких взглядов и каких правил общественного поведения характерна для данного вероучения?

Ответ: Для ответа на этот вопрос истцу следует ознакомиться с книгой Прабхупады Бхактиведанты "Бхагавад-гита, как она есть". Подробный ответ на этот вопрос в контексте этого объяснения невозможен.

Никаких антиобщественных элементов учение МОСК не содержит.

3. Является ли учение Международного Общества Сознания Кришны антагонистичным к традициям и истории Беларуси?

Ответ: Любое новое для данной страны религиозное вероучение естественно вызывает опасения и недоверие. Могу заметить истцу, что когда в языческой Беларуси распространялось христианство, оно было значительно более антагонистично к ее культуре и традициям, чем сейчас МОСК.

4. Характерны ли положения и содержание представленных печатных изданий для данного вероучения?

Ответ: Да.

5. Какова цель и направленность таких изданий?

Ответ: Пропаганда вероучения, религиозное воспитание верующих.

6. Содержит ли данное вероучение и представленная литература антигосударственную и антиобщественную направленность?

Ответ: Нет.

7. Содержится ли в положениях представленной литературы, магнитофонных записях этого учения методика и приемы психического воздействия на верующих, в результате чего происходит изменение личности и социальная переориентация граждан?

Ответ: Принятие любой веры и более того – любой идеологии предполагает какие-то изменения в личности и социальную переориентацию. Человек, принявший учение МОСК, также меняется психологически, как человек, пришедший, например, от атеизма, к православию или к баптизму.

8. Как можно охарактеризовать приемы и методы, если такие имеются, воздействия на психику человека?

Ответ: Любая религия, и более того – любая идеология вырабатывает свои приемы и методы воздействия на психику. Термин "зомбирование" не применим к соответствующим приемам МОСК, как он не применим к аналогичным приемам, например, в православии и католицизме.

9. Соответствует ли деятельность Минской Общины Международного Общества Сознания Кришны вероучению названного общества? Если имеется несоответствие, то в чем оно выражается?

Ответ: На этот вопрос ответить не могу, поскольку с деятельностью именно Минской общины не знаком. Но поскольку эта деятельность никогда не вызывала нареканий со стороны руководства МОСК, думаю, что соответствует.

10. Сопряжено ли деятельность кришнаитов с причинением вреда здоровью, психике граждан, иными посягательствами на их личность, имущество, право, мораль?

Ответ: Нет.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ОТВЕТЧИКА.

1. какой язык (письменность) более древний, санскрит или белорусский (русский), каково их взаимовлияние?

Ответ: Санскрит.

2. Как давно записан на санскрите такой памятник литературы, как "Бхагавад-гита"?

Ответ: Точной научной датировки нет, но несомненно, до нашей эры или в первые века нашей эры.

3. Предполагает ли индуизм, как религия, идею о единстве всех религий мира?

Ответ: На этот вопрос ответить нельзя. В индуизме существует громадное число различных учений, в религиоведческой литературе иногда называемых "сектами", объединенных некоторыми общими принципами (признание авторитета "Вед", системы варн и ашрамов, рядом общих ритуалов).

4. Предполагает ли индуизм поклонение Господу Кришне, Вишну, Раме, Брахме?

Ответ: Да.

5. Что такое бхакти-йога в индуизме?

Ответ: Служение Верховному Божеству в любви.

6. Что такое национальное самосознание граждан Республики Беларусь?

Ответ: Вопрос не понимаю, ибо гражданин Беларуси – не обязательно белорус. Можно говорить о национальном самосознании белорусского народа, но не граждан Беларуси, среди которых могут быть и татары, и русские, и кто угодно. Не думаю, что белорус, принявший учение МОСК, перестанет считать себя белорусом, также как он не перестанет считать себя белорусом, став католиком или протестантом.

7. Подрывает ли нравственные ценности государства или граждан проповедь среди верующих:
1. полезности лактовегетарианства, т.е. употребления в пищу молока и всех молочных продуктов, овощей, фруктов, зернобобовых и другой растительной пищи?
2. отказа от войн и насилия к людям и другим живым существам?
3. необходимости вести половую жизнь только в браке с женой?
4. не есть мясо, рыбу, яйца? Не употреблять интоксикации: алкоголь, табак, наркотики?
5. не воровать, не участвовать и азартных играм и любых денежных махинациях, не нарушать законы?

Если указанное здесь нарушает какие—либо законы, то что это за законы?

Ответ:

1. Нет.
2. Нет.
3. Нет.
4. Нет.
5. Нет.

ОTBET НА ВОПРОС ИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУДА

На вопрос, является ли вероучение МОСК истинной религией, должен заметить, что вопрос составлен странно, ибо "истинной" религия может быть лишь для ее приверженца. Но учение МОСК, безусловно, является религией, такой же, как православие, мусульманство и так далее. Для Белорусии, однако, — религией относительно новой, ранее здесь не распространявшейся и, как все новое и необычное, вызывающей опасения и страхи. Я уверен, что со временем эти страхи уменьшатся или вообще исчезнут.

М. П.


/Фурман Дмитрий Ефимович/

 
 

Читайте также:

 
обсудить в форуме
 
 
 
 
 
Hosted by uCoz