Мнение эксперта

   

Религиоведение. Хрестоматия: Учеб. Пособие / Авт.-сост. П.И. Костюкович. Мн.: Новое знание, 2001, с. 153-157.

Остановимся на характеристике наиболее распространенной нетрадиционной религии — Международного общества сознания Кришны.
На территории бывшего СССР представители Международного общества сознания Кришны (MOCK) появились в 1971 г., когда руководитель этого общества Бхактиведанта Свами Прабхупада посетил Москву. После смерти Прабхупады в 1977 г. руководство движением Харе Кришна перешло к административному совету последователей Прабхупады из 11 ачарьев (округов). Земной шар был разделен на 11 зон, каждую из которых стал курировать один гуру. Европейскую зону возглавил духовный учитель Харикеша Свами Вишнупада, или Роберт Компаньела, итальянец, подданный США, имеющий резиденцию в Швеции.
В 1979 г. Вишнупада и его заместитель Киртирадж во время посещения Москвы проводили киртан (богослужение, сопровождающееся песнопением и танцами), обращали людей в свою веру (инициировали).
К настоящему времени на территории СНГ 105 религиозных общин MOCK, в Республике Беларусь зарегистрировано 7 общин. Кришнаитские общества первоначально создавались на базе кружков по изучению биополей, секций йоги, лабораторий биоэнергетики при некоторых группах здоровья. Кришнаитские общества существуют в Москве, Риге, Вильнюсе, Сухуми, Каунасе, Санкт-Петербурге, Минске и других городах. Между этими обществами поддерживается постоянная связь — обмен делегациями, литературой, магнитофонными записями лекций гуру и песнопений, видеофильмами.
Большинство вайшнавов — молодые люди в возрасте до 30 лет или немного старше. Правда, возраст членов Московской общины колеблется от 19 до 65 лет. Объясняется это тем, что у вайшнавов 70-х гг. уже подрастают дети, которых они воспитывают в религиозном духе.
Философская основа кришнаизма изложена в главной книге кришнаитов, которой считается комментарий Прабхупады к древнему литературно-философскому памятнику «Бхагавад-гита» (Песнь Бога), части эпоса «Махабхарата». В прошлом свое толкование «Песне Бога» давали такие выдающиеся мыслители, как Тилак (1856—1920), Ауробиндо Гхош (1872-1950), М. Ганди (1869-1948) и другие. Прабхупада отверг предыдущие интерпретации и назвал свое произведение «Бхагавад-гита как она есть». Комментируя «Бхагавад-гиту» и другие ведические тексты, он придал им современное звучание, пытаясь ответить на извечные вопросы: что представляет собой человек в системе мироздания, в чем смысл жизни, как достичь счастья, полной свободы и т.п.
Человеческая сущность, считают вайшнавы, — это джива, вечная и неуничтожимая душа. На поле битвы Курукшетра (название священной земли, места паломничества с незапамятных времен) Кришна говорит Арджуне, одному из героев «Махабхараты», терзаемому сомнениями перед сражением: «Никогда не было так, чтобы не существовал Я или Ты, или все эти цари; никогда не будет так, чтобы кто-то из нас прекратил свое существование. Точно так же, как душа переселяется из детского тела в юношеское и из него в старческое, так при смерти она переходит в другое тело. Эти изменения не беспокоят того, кто осознал свою духовную природу». [Бхагавад-гита как она есть. Вильнюс: Литуанус, 1990. С. 97, 100.]
Изначально джива является частью Бхагавана, верховной личности Господа. Злоупотребив своей свободой, пытаясь наслаждаться самостоятельно, джива попадает в материальный мир под власть трех гун (модусов, привязанностей) материальной природы (майи): невежества, страсти, благости.
Опираясь на авторитет «Махабхараты», кришнаиты утверждают: существует неизменное количество (а именно 8 400 000) биологических, видов жизни и падшая душа должна родиться в каждом из них. Считается, что, распевая мантру, вайшнав входит в йогический транс и непосредственно общается с Кришной, так как имя Бога неотлично от него самого.
Для тех, кто серьезно и искренне стремится к духовному развитию, рекомендуется следовать четырем основным принципам: а) не употреблять в пищу мясо, рыбу и яйца; б) не употреблять одурманивающих средств (наркотиков, алкоголя, табака и даже кофе и чая); в) не играть в азартные игры; г) не вступать в половые сношения вне брака (а в браке—только для зачатия детей).
Следование этим четырем регулирующим принципам приведет к быстрому духовному прогрессу. Пренебрежение же ими очень затрудняет духовное развитие, усиливает привязанность человека к материальным вещам.
Верующие (бхакты) имеют своеобразные символы веры. Четки на шее — это ошейник: бхакта всегда помнит, что он слуга Господа (отсюда преданное служение Кришне). Волосы «преданного» коротко острижены, иногда наголо («Я все отдал Богу, даже волосы»). Прасадам — ритуальная пища — имеет тот же смысл: она означает милость. Предлагая, а затем вкушая пищу, бхакта заново переживает преданное служение верховному божеству.
Центральным элементом ритуала кришнаитов является пение мантр. Это обращение к Богу, основное средство соединения с Кришной.
«Преданный» — это определенный тип личности, нормативный для кришнаитской группы. Основная его черта — отказ от деятельности по собственному усмотрению и от личной ответственности. Право решать принадлежит только Кришне, и ответственность за результаты деятельности «преданного» несет Кришна. На земле его представитель — духовный учитель (гуру), но, поскольку он находится в другом городе и даже государстве, роль гуру передастся лидеру группы.
В формировании такого типа личности немалую роль играют символы веры и ритуал. Повторяя мантру, человек снова и снова перебирает четки, снова и снова переживает состояние преданного служения Кришне. Алтарь с изображением Кришны, свечи, внешность верующего, внешность окружающих (четки, одежда, прическа) — символичны.
Поведение, внешность, высказывания лидера (гуру) отличаются повышенной знаковостью. Он сам — символ власти. Среди массы молящихся его выделяет одежда — полный ритуальный наряд (оранжевое или белое дхоти — одежда индийского образца — на шее обязательно четки, в руках ритуальный барабан или другой музыкальный инструмент). Владение музыкальным инструментом важно, с его помощью лидер задает ритм обряда, порядок мантр, смену эмоциональных состояний. Гуру определяет тему проповеди. Это единственный по-настоящему активный участник обряда: остальные следуют за ним.
«Бхагавад-гита» описывает четыре типа людей, которые приходят к Кришне: «...те, кто в беде, те, кто жаждут богатства, любознательные и стремящиеся к познанию Абсолюта». [Бхагавад-гита. С. 374.] Тот, кто стремится к знаниям, надеется получить от мантр освобождение ума. Те, кто испытывают финансовые затруднения, применяют мантру, чтобы достичь в своей работе необходимого сосредоточения и хорошего результата. Испытывающим несчастье из-за старости и болезней мантра должна вернуть здоровье. По представлениям «преданных» Кришна олицетворяет не только любовь, но и всеобщее равенство пред Богом: «Все мы — дети Кришны».
Культовая практика вайшнавов сводится к джапе (медитации), направленной на образ Кришны. Медитация представляет собой очень важный аспект мыслительной деятельности для того, кто желает обрести счастье и освободиться от всех страданий и тревог. Медитация означает «мысленное созерцание». Этот ритуал совершается ежедневно в виде служения, состоящего из девяти действий: слушание Господа, воспоминание о Господе и т.д. Чтобы избавиться от повседневных тревог, занимающих ум, человек должен подняться над материальным миром, попытаться закрепиться на трансцендентальном, духовном уровне путем постоянного повторения имени Господа и общения с ним.
У Господа, как гласят различные религиозные писания, много имен: Кришна, Рама, Иегова, Аллах, Будда и др. Повторение имен Господа оказывает очищающее действие и возвышает человека над материальным миром. В Индии на протяжении тысячелетий люди повторяют имена Господа в форме мантр. На санскрите «мана» означает «ум», «трайя» — «освобождение». Таким образом, мантра представляет собой комбинацию трансцендентальных звуков, освобождающих наш ум от тревог.
Ведическая литература называет одну мантру маха-мантрой (великой мантрой). В религиозно-философских комментариях к Ведам — Упанишадах — говорится, что 16 слов, составляющих ее — Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе — являются магической формулой призывания богов.
Имя Кришна - означает «всепривлекающий», Рама — «всерадующий», а Харе — есть обращение к энергии преданного служения Господу. Таким образом, маха-мантра означает: «О всепривлекающий, о всерадующий Господь, о энергия Господа, прошу, позволь мне преданно служить Teбe».
Не существует строгих правил чтения маха-мантры «Харе Кришна». Самое существенное в мантре-медитации — это то, что ее можно произносить в любое время и где угодно: дома, на работе, в автобусе, метро или же за рулем автомобиля.
Существует два вида мантр-медитаций: индивидуальная (джапа), при которой человек читает мантру на четках, и киртан, когда верующий повторяет мантру за кем-либо. Киртан обычно сопровождается игрой на музыкальных инструментах и хлопаньем в ладоши. Рекомендуется и та и другая форма мантр-медитаций, так как обе они якобы оказывают благотворное воздействие на человека.
Цель движения кришнаитов — в обретении истинной духовной культуры, которая является живительным ключом, возрождающим сознание человека и дающим смысл существованию.

обсудить в форуме

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Hosted by uCoz