Статьи

 

Иоанн Дунс Скот
(1265? - 1308)

Хаягрива дас: Скот, шотландец, живший в тринадцатом веке, был принципиальным противником Фомы Аквинского. Если Аквинский придавал особое значение интеллекту, то Скот придавал особое значение тому, что он называл главенство воли. Воля даже превыше интеллекта. И это справедливо и для Бога, и для человека. Скот считал, что если бы это было не так, воля не была бы свободной, а контролировалась интеллектом, который является внешним по отношению к душе.
Шрила Прабхупада: Согласно ведическому пониманию, разум, или интеллект, превыше ума, а выше разума - эго. Ум превыше грубых чувств и контролирует их.
индрийани паранй ахур индрийебхйах парам маннах
манасас ту пара буддхир йо буддхех паратас ту сах
“Органы чувств выше неодушевлённой материи, ум выше чувств, разум выше ума, а над разумом стоит она (душа)” (Б.-г., 3.42).
Если ум действует разумно, то чувства могут использоваться для самореализации. Если же ум действует не разумно, то чувства действуют ради материального чувственного удовлетворения. Таково заключение Бхагавад-гиты.
бандхур атматманас тасйа йенатмаиватмана джитах
анатманас ту шатрутве вартетатмаива шатру-ват
“Для того, кто обуздал ум, он становится лучшим другом, а для того, кому это не удалось, ум остаётся злейшим врагом” (Б.-г., 6.6). У собаки тоже есть ум, но ее интеллект ниже интеллекта человеческих существ. Когда собака видит что-нибудь съедобное, она идёт за этим, хотя её хозяин может прогонять её. Если у неё есть хотя бы немного интеллекта, она отходит, когда её хозяин говорит ей об этом, но из-за ограниченности своего разума она может через несколько минут вернуться. У нее есть ум, способный помнить, что там есть что-то для нее съедобное, но не достает интеллекта, чтобы понять, что эту пищу трогать нельзя. В этом состоит разница между умом и интеллектом. Поэтому, согласно ведическому пониманию, интеллект стоит выше.
Хаягрива дас: А куда входит воля?
Шрила Прабхупада: Мышление, чувствование и изъявление воли – это действия ума, и они находятся внутри ума.
Хаягрива дас: Скот верил, что все подчинено божественной воле.
Шрила Прабхупада: Конечно, потому что божественная воля всегда совершенна. Всё, что божественно, - совершенно и безупречно. Чего бы ни пожелал Верховная Божественная Личность, всё действительно становится фактом. Наше мышление, чувствование и изъявление воли отличаются от верховной воли Личности Бога. Наш ум предполагает, а Бог - располагает. Мы можем изъявлять свою волю, но если наши желания не одобрены волей Всевышнего, они не исполнятся. Например, несмотря на наше желание дожить до определенного возраста, мы не сможем этого сделать, если Бог этого не желает. В каждой сфере деятельности мы выражаем свою волю, но для того, чтобы воля наша была исполнена, она должна быть санкционирована верховной волей. Поэтому воля Бога называется верховной волей.
Хаягрива дас: Скот часто говорит, что все есть благо, потому что зиждется на абсолютной воле Бога. Например, когда Бог убивает, это благо уже только потому, что Бог желает этого.

Шрила Прабхупада: Да. Поскольку Бог совершенен, совершенно и все то, что Он делает.
Хаягрива дас: Точка зрения Скота противоречит точке зрения Аквинского, который обычно говорил, что всё подчинено божественному интеллекту.
Шрила Прабхупада: А что он понимает под божественным интеллектом? По отношению к нам божественный интеллект заключается в следующем: мы, живые существа, являемся вечными слугами Бога, но мы захотели сами стать Богом, хозяином всего. Так, невежество, или майя, отлична от божественного интеллекта. В невежестве материализма люди очень тяжело трудятся, чтобы стать царями всего, что они видят. Всё это имеет место под различными “измами”. Мы думаем, что мы владельцы, но действительным владельцем является Верховный Господь.
ишавасйам идам сарвам
йат кинча джагатйам джагат
тена тйактена бхунджитха
ма гридхах касйа свид дханам
“Всё живое и неживое во вселенной находится во власти Господа и принадлежит Ему. Поэтому каждый должен брать только то, что необходимо и выделено ему как его доля, и не посягать на остальное, хорошо понимая, кому всё принадлежит” (Ишопанишад).
Хаягрива дас: Скот полагает, что существует взаимодействие воли и интеллекта, потому что прежде, чем пожелать что-то, мы должны знать факты об этом. Но, несмотря на это взаимовлияние, утверждает Скот, воля одна только является совокупной причиной волевого акта в воле.

Шрила Прабхупада: Да. Это мышление, чувствование и изъявление воли. Пока мы невежественны, мы полагаем, что наша воля верховна. Так называемые философы любят говорить “Я думаю”, “Я считаю”, но это несовершенное знание. Совершенное знание состоит в том, чтобы думать так же, как думает Сам Бог.
Хаягрива дас: Скот утверждал, что именно неизменный авторитет церкви служил критерием истины. Церковная догма была священна, а философия естественным образом подчинялась ей. За церковной догмой стояло откровение, и потому священная догма не подлежит обсуждению.
Шрила Прабхупада: Если под “церковью” мы подразумеваем учреждение, где мы можем узнавать о Боге, тогда философия, конечно же, подчинена. В такой церкви мы можем узнавать, что есть Сам Господь, какова Его воля, и как Он действует. Мы можем узнать это или из Библии, или из любого другого писания. Но если церковь оскверняется несовершенными интерпретациями и появляются различные группировки,
истина утрачивается. В это время авторитет Христа уже более не передается. Люди обрели свободу думать и поступать, как им нравится, и тем самим утратили царство Бога.
Хаягрива дас: Потому что прервалась парампара?
Шрила Прабхупада: Да. Церковь является верховным авторитетом при условии, что она поддерживает себя строго тем же самым образом и не отклоняется от своего начала. Как только у нас начинаются интерпретации и расколы, послание утрачивается.
Хаягрива дас: Протестанты заявляли, что парампара католической церкви была прервана, поэтому они откололись от католичества и разделились на множество различных сект.
Шрила Прабхупада: Да, они осудили Католическую Церковь, потому что её парампара была прервана, но сделали вывод: “Давайте и мы порвём”. Вина лежит и на тех, кто первыми оторвались от послания как оно есть, и на тех, кто последовал за ними, оторвавшись сами. Так как изначальная сплоченность христианской религии была нарушена, христианская религия утрачивает своё значение.
Хаягрива дас: По Скоту, каждый индивидуум, помимо того, что он является человеческим существом, это ещё и неповторимая личность. Индивидуум является конечной реальностью, ибо прежде, чем обрести бытие, он существовал по существу в уме Бога.
Шрила Прабхупада: На самом деле живое существо вечно, а материальный мир создается для того, чтобы удовлетворить его ложное существование, которое называется ложное эго (аханкара). Индивидуум думает, что он независим и способен действовать независимо от Бога. С этого начинается потерянный рай - падение Адама. Когда Адам и Ева подумали, что могли бы действовать независимо, они были осуждены. Каждое живое существо является вечным слугой Бога и должно действовать согласно желанию или воле Верховного Господа. Когда оно отклоняется от этого принципа, оно теряется. Утратив рай, оно приходит в материальный мир, и Бог предоставляет ему определенные возможности действовать, но говорит: “Если ты будешь действовать по этой системе, ты сможешь вернуться ко Мне. Если ты не следуешь этой системе, ты будешь опускаться всё ниже и ниже”. Это процесс переселения, вращение круга рождений и смертей.
Причиной всему этому - неповиновение Богу. Когда живое существо слушает наставления Верховного Господа, оно вновь обретает свою изначальную позицию и возвращается домой, обратно к Богу.
сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа
ахам твам сарва-папебхйо мокшайишйами ма шучах
“Оставь все религии и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов. Не бойся ничего” (Б.-г., 18.66).
Хаягрива дас: Аквинский полагал, что ангелы - те, кого Веды могут называть девы - обладают чистыми духовными формами, но Скот доказывал, что лишь Сам Бог имеет чистую духовную форму, потому что только Бог - совершенная сущность.
Шрила Прабхупада: Да, поскольку Бог существует в своей духовной форме, Он никогда не падает; потому Его иногда называют Ачьюта. Когда личность падает со своей изначальной духовной позиции, она есть чйута - падшая. Но Бог - Ачьюта, потому что Он не подвержен падению.
Хаягрива дас: Скот отвергает метод познания через отрицание, процесс нети-нети, как не имеющий особой ценности. Знание о Боге должно быть позитивным, а негативные понятия предполагают необходимость позитивных.
Шрила Прабхупада: Да, процесс нети-нети предназначен для тех, кто ещё спекулирует. Это непрямой метод, с помощью которого человек отрицает всё материальное. Позитивное понимание означает принятие знания непосредственно от Самого Бога.
матах паратарам нанйат кинчид асти дхананджайа
майи сарвам идам протам сутре мани-гана ива
“О завоеватель богатств, нет истины выше Меня. Всё сущее покоится на Мне, подобно жемчужинам, нанизанным на нить” (Б.-г., 7.7). Если мы принимаем слова Бога, мы значительно облегчаем свой труд. Мы не можем понять Бога с помощью спекуляций, и всё же мы склонны к спекуляциям. Но знание Бога в совершенстве - это знание Бога вне сомнений. Кришна говорит Арджуне:
майй асакта-манах партха йогам йунджан мад-ашрайах
асамшайам самаграм мам йатха джнасйаси тач чхрину
“А сейчас, о сын Притхи, услышь о том, как вручив себя Мне, сосредоточив на Мне свой ум и отбросив все сомнения, ты сможешь в полной мере постичь Меня, идя путём йоги” (Б.-г., 7.1). Слово асамшайам означает “без сомнений”, а слово самаграм означает “полный”. Следовать Кришне и стараться понять Его - такой процесс называется бхакти-йога, и эта йога доступна лишь для того, кто действительно привязан к Кришне. Поэтому наше первое дело учить тому, как привязаться к Кришне (майй асакта-манах партха).
Есть девять различных аспектов бхакти-йоги: шраванам киртанам вишнох смаранам и т.д. Из них шраванам (слушание) и киртанам (воспевание) наиболее важны. Есть еще памятование, поклонение в храме в соответствии с предписанными правилами, подъём ранним утром, предложение аратрики и т.п.
Это процесс бхакти-йоги, направленный на то, чтобы возросла наша преданность Кришне. Когда увеличивается привязанность, мы становимся очень послушны и всегда с преданностью занимаемся служением Ему. Когда Кришна видит, что мы послушны Ему, Он раскрывает Себя.
тешам сатата-йуктанам бхаджатам прити-пурвакам
дадами буддхи-йогам там йена мам упайанти те
“Тех, кто постоянно служит Мне с любовью и преданностью, Я наделяю разумом, который помогает им прийти ко Мне” (Б.-г., 10.10). Эти слова Шри Кришна прямо говорит Арджуне, и мы принимаем их как совершенное утверждение. Какой комментарий я дал к этому стиху в “Бхагавад- гите как она есть”?
Хаягрива дас (читая): “Особого внимания заслуживает употреблённое в этом стихе слово буддхи-йогам. Во второй главе «Бхагавад-гиты» Господь, давая наставления Арджуне, сказал, что Он уже многое поведал ему, и пообещал рассказать о буддхи-йоге. Сейчас Он сделает это. Буддхи-йога это деятельность в сознании Кришны, высшая форма проявления разума. Буддхи значит “разум”, а йога – это путь мистического самосовершенствования. Когда человек старается вернуться домой, к Богу, и, преданно служа Ему, полностью погружается в сознание Кришны, его деятельность называется буддхи-йогой. Иначе говоря, буддхи-йога – это путь, ведущий к освобождению души из плена материального мира. Высшей целью духовного совершенствования является Кришна. Люди не знают об этом, вот почему так важно, чтобы они могли общаться с преданными и нашли истинного духовного учителя. Нужно знать, что высшая цель каждого – Кришна, а когда цель поставлена, можно медленно, но верно приближаться к ней, чтобы в конце концов достичь её.
Если человек знает о цели жизни, но привязан к плодам своего труда, его действия называют карма-йогой. Если он знает, что цель жизни – Кришна, но при этом ему нравится философствовать и размышлять в попытках постичь Кришну, он занимается гьяна-йогой. А когда он знает о цели и ищет Кришну в сознании Кришны и преданном служении, он идёт путём бхакти-йоги, или буддхи-йоги, которая является совершенной системой йоги и позволяет достичь высшей ступени совершенства.
Если человек получил посвящение у истинного духовного учителя и является членом духовной организации, но, несмотря на это, ему недостаёт разума, чтобы достичь совершенства, то Кришна изнутри даёт ему указания, которые в конечном счёте помогут ему без труда прийти к Господу. Нужно только постоянно действовать в сознании Кришны и с любовью и преданностью служить Богу всеми возможными способами. Мы должны что-то делать для Кришны и делать это с любовью. Если преданный недостаточно разумен, чтобы продвигаться по пути самоосознания, но искренен и предан служению Господу, Господь Сам помогает ему достичь духовного совершенства и, в конце концов, вернуться к Нему”.
Шрила Прабхупада: Таков вкратце этот прогресс.
Хаягрива дас: Скот доказывал существование Бога на основе первоначальной причины, но он считал, что утверждение “Бог существует” не имеет большого смысла, пока мы не понимаем, что есть Бог и не знаем чего-нибудь о Его природе.
Шрила Прабхупада: Бог есть Верховный Отец, и Он создал все внутри нашего опыта. Когда мы убеждены в том, что творец несомненно есть, мы можем совершить дальнейший прогресс, чтобы понять природу творца. Одушевлен Он или нет? Материя Он или живое существо? Дальнейший анализ отталкивается от этого пункта, но прежде мы должны понять, что Бог является творцом. Это очень хорошо объяснено в Бхагавад-гите.
сарва-йонишу каунтейа муртайах самбхаванти йах
тасам брахма махад йонир ахам биджа-прадах пита
“Знай же, о сын Кунти, что все виды жизни порождены материальной природой, а Я - отец, дающий семя”
(Б.-г., 14.4). Все исходят из чрева (йони) этой материальной природы. Если земля или материальная природа - мать, то должен быть отец. Правда, атеисты полагают, что мать может дать рождение и без отца, но такой образ мыслей наиболее неестественен. Тогда спрашивается: “Кто мой отец? Какое он занимает положение? Как он говорит? Как он живет?” Прежде мы должны понять, что есть отец-создатель, а затем мы сможем понять Его природу. Такое понимание должно быть вне сомнений (асамшайам).
Хаягрива дас: Скот также возражал Аквинскому там, где тот считал, что душа может быть отделена от тела, и когда она отделяется, она не претерпевает никаких изменений. Когда душа соединена с телом, она активизирует тело, но сама душа не подлежит разложению. Индивидуальная душа не способна разрушить себя или дать себе существование.
Шрила Прабхупада: Индивидуальная душа всегда отделена от тела. Так утверждают Веды; асанго хйайам пурушах (Брихад-араньяка-упанишад, 4.3.16). Если тело действительно смешано с душой, то как душа может оставлять одно тело и принимать другое? Душа всегда находится в стороне от тела, от его материального строения. Живое существо, джива – душа, всегда асанга, неразлагающаяся.

 


Из книги "Диалектический спиритуализм"

обсудим в форуме



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
,
Hosted by uCoz