МОКШАДА ЭКАДАШИ
Юдхиштхира Махараджа сказал: "О Вишну, владыка всего ,
о восторг трех миров, о Господь вселенной, о творец мира, о
старейший, о лучший из всех существ, я почтительно склоняюсь
перед тобой.
О Бог богов, для блага всех живых существ милостиво ответь
на мои вопросы. Как называется экадаши светлой половины месяца
маргаширша, устраняющий все грехи? Как правильно соблюдать его
и какому Божеству поклоняться в этот день? О Господь, пожалуйста,
дай мне исчерпывавший ответ".
Господь Шри Кришна молвил: "О Юдхиштхира. твой вопрос
очень благоприятен и принесет тебе славу. Так же, как раньше
Я объяснил тебе ценнейший утпанна маха-двадаши (1), наступающий
с темной половиной месяца маргаширша, день, когда из моего тела
явилась Экадаши-деви, чтобы убить демона Муру, день, приносящий
благо всему одушевленному и неодушевленному в трех мирах, -
так же теперь Я объясню тебе экадаши светлой половины месяца
маргаширша. Этот экадаши известен как мокшада, ибо он очищает
искреннего преданного от всех последствий грехов и дарует ему
освобождение. В этот день поклоняются Божеству Господа Дамодары.
В полном сосредоточении надо поклоняться Ему, поднося благовония,
светильник на гхи, цветы и туласи манджари (бутоны цветка).
О лучший ив царей, пожалуйста, выслушай, как Я поведаю тебе
старую и благоприятную историю этого экадаши. Просто слушая
эту историю, можно достичь блага, получаемого совершением жертвоприношения
коня. Это освободит предков, матерей, сыновей и других родственников,
попавших в ад, и даст им возможность войти в рай. Поэтому, о
"царь. внимательно слушай это повествование.
Это случилось в чудесном городе Чампаконагари, украшенном преданными
вайшнавами. Лучший из святых царей, Махараджа Вайкханаса, правил
в нем своими подданными, как своими сыновьями и дочерьми. Брахманы
этого стольного града были опытны в четырех видах ведического
знания. Праведный правитель однажды ночью во сне увидел отца,
испытывающего мучения пыток на адских планетах. Царь исполнился
сострадания и проливал слезы. Следующим утром Махараджа Вайкханаса
рассказал свой сон собранию дваждырожденных брахманов.
"О брахманы, - сказал царь, - прошлой ночью во сне я увидел
отца, страдающего на адских планетах. Он кричал: "О сын.
Освободи меня от мук ада"! Я потерял покой и даже это чудесное
царство стало невыносимо мне. Даже мои кони, слоны, колесницы
не милы мне, и огромное богатство вовсе не радует меня. О лучшие
из брахманов, с тех пор, как я увидел мучения отца в пытках
ада, вое, даже жена и сыновья, стало для меня источников несчастья.
Куда мне пойти и что мне сделать, о брахманы, чтобы облегчить
его страдания? Мое тело пылает огнем и горем! Пожалуйста, поведайте
мне, какую милостыню надо мне раздать, каким образом поститься,
какую аскезу или глубокую медитацию предпринять, чтобы освободить
отца от агонии и дать моим предкам освобождение. О лучшие из
брахманов, какой смысл в существовании могущественного сына,
если его отец вынужден страдать на адских планетах? Воистину,
жизнь такого сына полностью бесполезна!"
Дваждырожденные брахманы ответили :"0 царь. в горном лесу
недалеко отсюда есть ашрам, в котором живет великий святой Парвата
Муни. Иди к нему; он знает прошлое, настоящее и будущее каждого
и, конечно же, может помочь тебе в твоем горе".
Выслушав этот совет, горюющий царь сразу же поднялся и направился
в ашрам прославленного святого Парвата Муни. Ашрам был очень
большим: в нем жило много ученых мудрецов, опытных в воспевании
священных гимнов четырех Вед (2). Придя в святой ашрам, царь
увидел Парвата Муни восседающим среди мудрецов подобно Господу
Брахме, нерожденному творцу. Махараджа Вайкханаса выразил муни
свое смиренное почтение, преклонив колени, а затем простершись
ниц пред ним. После того, как царь сел, Парвата Муни спросил
его о благополучии семи составляющих обширного царства (3) Также
муни спросил, свободно ли его царство от бед, умиротворены ли
жители и счастливы. Отвечая, царь оказал: "Твоей милостью,
о прославленный мудрец, все семь составляющих моего царства
находятся в благополучии. Однако недавно появилась проблема,
и, чтобы решить ее; я пришел за советом к тебе, о брахман".
Затем Парвата Муни, лучший из всех святых, закрыл глаза и медитировал
на прошлое, настоящее к будущее царя. Спустя некоторое время
от открыл глаза и сказал: "Твой отец страдает в результате
великого греха, и я нашел причину. В своей предыдущей жизни
он поссорился с женой, сексуально наслаждаясь ею в период менструации.
Она пыталась остановить его, крича: "Помогите! О муж. пожалуйста,
не беспокой меня в период месячных!" Однако он не оставил
ее. Из-за этого тяжкого греха твой отец пал в ад".
Тогда царь Вайкханаса сказал: "О величайший из мудрецов,
каким постом или пожертвованием могу я освободить своего дорогого
отца из этих условий? Пожалуйста, поведай мне, как я могу устранить
бремя последствий его грехов, которые являются великой преградой
на его пути к окончательному освобождению".
Парвата Муни ответил: "В светлой половине месяца маргаширша
есть экадаши, называемый Мокшада. Если ты строго, в полном посте,
соблюдаешь этот священный день, а полученное благо передашь
своему страдающему отцу, он избавится от страданий и тот час
освободится".
Выслушав это, Махараджа Вайкханаса сердечно поблагодарил святого
и возвратился в свой дворец. О Юдхиштхира, когда наступила светлая
часть месяца маргаширша, исполненный веры Махараджа Вайкханаса
совершенным образом соблюдал пост в экадаши, вместе с женой,
детьми и другими родственниками. Он послушно передал полученное
от поста благо отцу. Когда он сделал это, с небес посыпались
чудесные цветы. Отец царя, восхваляемый и сопровождаемый посланниками
полубогов отправился на небо. Минуя сына, отец сказал царю:
"Мой дорогой сын, да будут с тобой все блага!" Впоследствии
он достиг райского царства (4).
О сын Панду, тот. кто строго соблюдает священный Мокшада экадаши,
следуя установленным правилам и предписаниям, достигнет после
смерти полного и совершенного освобождения. Нет лучшего дня
поста, чем этот экадаши двух светлых недель месяца маргаширша,
о Юдхиштхира; это кристально-чистый и безгрешный день. Искренне
соблюдающий этот пост в экадаши, который подобен чинтамани (драгоценному
камню, исполняющему все желания), получит особое, трудно оценимое
благо. Этот день может поднять на небесные планеты и дальше
к совершенному освобождению.
Так заканчивается повествование о славе Маргаширша-шукла экадаши,
или Мокшада экадаши, взятое из Брахманда Пураны.
Примечания
1. Когда экадаши попадает на двадаши, преданные продолжают
называть его экадаши.
2. Четыре Веды: Сама. Яджур, Риг и Атхарва.
3. Семью составляющими владения царя являются: сам царь, его
советники; казна; военные силы; союзники, брахманы и жертвоприношения,
совершаемые в его царстве; потребности его подчиненных.
4. Если человек соблюдает пост в экадаши для умершего отца,
страдающего в аду, то полученное благо дает предку возможность
покинуть ад и достичь райского царства, где он может практиковать
преданное служение Кришне или Вишну и вернуться обратно к Богу.
Но соблюдающий экадаши для своего духовного продвижения, сам
приходит к Богу, никогда не возвращаясь в этот материальный
мир.