МОХИНИ ЭКАДАШИ
Юдхиштхира Махараджа сказал: "О Джанардана, как называется
экадаши двух светлых недель месяца вайсакха (апрель-май)? Как
правильно соблюдать его? Милостиво поведай мне все это".
Господь Шри Кришна ответил: "О благословенный сын Дхармы,
сейчас Я опишу тебе, что однажды рассказал Васиштха Муни Господу
Рамачандре.
Господь Рамачандра сказал Васиштхе Муни: "О великий святой,
Я хочу услышать о лучшем среди всех дней поста, дне, разрушающем
ввсе виды грехов и печалей. Я долго страдал в разлуке со Своей
дорогой Ситой и хочу услышать от тебя, как прекратить эти страдания".
Святой Васиштха ответил: "О Господь Рама, о Проницательный,
просто вспомнив Твое имя можно пересечь океан этого материального
мира. Ты спросил меня на благо всего человечества, и для исполнения
желаний всех я опишу сейчас этот день поста, очищающий весь
мир.
О Рама, этим днем является Вайсакха-шукла экадаши, выпадающий
на двадаши. Он устраняет все грехи и его прославляют как Мохини-экадаши
(1). Воистину, о Рама, благо этого экадаши освобождает из сетей
илюзии удачливую душу, соблюдавшую его. Поэтому. если Ты хочешь
избавиться от страдания, соблюдай в совершенстве этот благоприятный
экадаши, устраняющий с пути вое препятствия и избавляющий от
несчастья. Милостиво выслушай как я опишу его величие, ибо даже
просто слушая об этом благоприятном экадаши, избавляются от
величайших грехов.
На берегу реки Сарасвати когда-то был чудесный город Бхадраве,
и, которым правил царь Дьютиман. О Рама, этот стойкий, справедливый
и очень умный царь родился в лунной династии. В его царстве
жил купец по имени Дханапала, накопивший много зерна и денег.
Он был также очень набожен. Он вырыл озера, воздвиг арены жертвоприношений
и разбил красивые парки для блага всех жителей Бхадравати. Он
был превосходным преданным Вишну и имел пять сыновей: Суману,
Дьютимана, Медхави, Сукрити и Дхриштабудхи. К несчастью, его
сын Дхриштабудхи всегда был занят греховной деятельностью, спал
с проститутками и общался о падшими людьми. Он наслаждался недозволенным
сексом, азартными играми и многими другими видами чувственного
удовлетворения. Он не уважал полубогов, брахманов, предков,
старших и гостей семьи. Зловредный Дхриштабуддхи без разбора
тратил добро отца, всегда ел недозволенную пищу и пил много
вина.
Однажды Дханапала, увидев Дхриштабуддхи идущим по дороге в обнимку
о проституткой, выгнал его из дому. Вое родственники очень осуждали
Дхриштабуддхи и сторонились его. После того, как он продал свои
украшения и стал бедняком, проститутки также отвернулись от
него и издевались над его нищетой.
Теперь Дхриштабуддхи был полон беспокойства и, к тому же, голоден.
Он думал: "Что мне делать? Что мне делать? Как поддержать
себя. Он стал воровать. Царские стражники поймали его, но узнав,
что его отец - прославленный Дханапала, отпустили. Его ловили
и отпускали много раз. Но в конце концов Дхриштабуддхи был пойман,
закован в кандалы и избит. Избив его, царские управляющие сказали:
"О злонамеренный! Нет тебе здесь места".
Однако отец освободил Дхриштабуддхи, который сразу же отправился
в лесную чащу. Он бродил по лесу, очень страдая от голода и
жажды. В конце концов, для пропитания он стал убивать львов,
оленей, кабанов и волков. В его руках всегда был наготове лук,
а через плечо перекинут колчан с острыми стрелами. Также он
убил и многих птиц: чакор, павлинов, канк и голубей. Без колебаний
убивал он птиц и зверей, и грехи его день ото дня возрастали.
В дополнение к своим предыдущим грехам он теперь погрузился
в океан великого греха.
Дхриштабудхи всегда был несчастен и обеспокоен. Но однажды в
месяц вайсакха силою какого-то доброго дела, совершенного в
прошлом, он набрел на священный ашрам Каундиньи Муни. Великий
святой только что совершил омовение в Ганге, и вода капала с
него. Дхриштабудхи предоставилась великая удача дотронуться
до этих капель, стекающих с одежд святого. Мгновенно Дхриштабудхи
освободился от невежества и последствия его грехов уменьшились.
Выражая свое смиренное почтение Каундинье Муни, Дхриштабудхи
со сложенными ладонями молил его: "О великий брахман, пожалуйста,
расскажи, какое искупление могу я совершить. В своей жизни я
сделал много греха, и теперь очень несчастен". Великий
риши ответил: "Сынок, слушай с большим вниманием; выслушав
меня, ты освободишься от всех грехов. В светлую половину месяце
вайсакха наступит священный Мохини экадаши, обладающий силой
уничтожать грехи такие огромные и тяжелые, как гора Сумеру,
если последуешь моему совету и с преданностью будешь поститься
в этот экадаши, который так дорог Господу Хари, ты освободишься
от последствий всех грехов многих, многих жизней".
С огромной радостью выслушав эти слова, Дхриштабудхи пообещал
поститься в Мохини экадаши в соответствии с указаниями святого.
О лучший из царей, о Рама, соблюдая полный пост в Мохини экадаши
грешник Дхриштабудхи, непутевый сын купца Дханапалы, стал безгрешен.
Впоследствии он обрел чудесный трансцендентный облик и беспрепятственно
отправился в высшую обитель Господа на спине Гаруды, носящего
Вишну.
О Рама, день поста Мохини экадаши рассеивает тьму иллюзорной
привязанности к материальному существованию. Поэтому, нет лучшего
дня во всех трех мирах".
Господь Кришна завершил: "Итак, О Юдхиштхира, ни паломничество,
ни жертвоприношение, ни милостыня не могут дать даже шестнадцатой
части блага, полученного Моим искренним преданным, соблюдающим
Мохини экадаши, слушающий же и изучающий величие Мохини экадаши
достигает блага, равного раздаче в милостыню тысячи коров".
Так заканчивается повествование о славе Ваисакха-шукла экадаши
или Мохини экадаши, из Курма Пураны.
Примечания
1. Если священный пост выпадает на двадаши, в ведической литературе
его все равно называют "экадаши". Кроме того, в Гаруда
Пуране [1.125.6] Господь Брахма говорит Нараде Муни: "О
брахман, этот пост надо соблюдать в полный экадаши, когда экадаши
совпадает с двадаши и в три дня (экадаши, двадаши и трайодаши),
но не в день, когда датами совпадает о экадаши".