РАМА ЭКАДАШИ
Юдхиштхира Махараджа сказал: "О Джанардана, о защитник
всех существ как называется экадаши темной половины месяца картика
(октябрь-ноябрь). Пожалуйста, поведай мне это сокровенное знание".
Всевышний Господь, Шри Кришна, ответил: "О лев среди царей,
слушай: экадаши темной половины месяца картика называется Рама
экадаши. Он наиболее благоприятен, так как мгновенно уничтожает
величайшие грехи и позволяет войти в духовную обитель. Я расскажу
тебе его историю и славу".
Когда-то жил знаменитый царь Мучукунда, друживший с Господом
Индрой, царем небес; а также с Ямараджей, Варуной и Вибхишаной,
благочестивым братом демона Раваны. Мучукунда всегда говорил
правду и постоянно возносил Шиве преданное служение. Так как
он правил в соответствии с религиозными принципами, в его царстве
не было беспокойства.
Мучукунда назвал свою дочь Чандрабхагой, в честь священной
реки, и отдал ее замуж за Шобхану, сына Чандрасены. Однажды
Шобхана посетил дворец тестя в благоприятный день экадаши. Это
посещение встревожило жену Шобханы Чандрабхагу, т. к. она знала,
что ее муж физически слаб и не способен подвергаться аскезе
в течение целого дня. Она сказала ему: "Мой отец очень
строг к соблюдению экадаши. В дашами, день перед экадаши, он
бьет в большую литавру и возглашает: "Никто не должен есть
в экадаши, день Господа Хари! "
Когда Шобхана услышал звук литавры, он сказал своей жене: "О
прекрасная, что мне теперь делать? Пожалуйста, скажи мне, как
я могу сохранить себе жизнь и одновременно исполнить наказ твоего
отца!"
Чандрабхага ответила: "Мой дорогой муж, в доме отца никто
- даже слоны и лошади, не говоря уже о людях - не едят в день
экадаши. Даже животные не едят зерна, листья, солому и даже
не пьют воду в экадаши, день Господа Хари. Так как же ты избежишь
поста? Мой возлюбленный, если ты съешь хоть что-нибудь, то тебе
придется уйти отсюда. Теперь реши твердо, что тебе делать".
Принц Шобхана ответил: "Я решил поститься в священный
день экадаши. Какова бы ни была моя судьба, я ее приму".
Решив так, Шобхана пытался поститься в экадаши, но он невыносимо
страдал от острого голода и жажды. Наконец солнце зашло на западе,
и священная ночь осчастливила всех вайшнавов. О Юдхиштхира,
все преданные возрадовались, прославляя Господа Хари и бодрствовали
всю ночь, но .для Принца Шобханы эта ночь стала невыносимой.
Поэтому, когда солнце взошло на двадаши, Шобхана был мертв.
Царь Мучукунда принял участие в похоронах своего зятя, положив
в костер огромную охапку дров, но приказал своей дочери Чандрабхаге
не идти на погребальный костер вместе с мужем. Так Чандрабхага,
после соблюдения всех очистительных обрядов в честь своего мужа,
стала жить в доме отца".
Господь Кришна продолжал; "О лучший из царей, хотя Шобхана
и умер, соблюдая экадаши, благословение, обретенное им, позволило
ему после смерти стать правителем царства, находящегося на вершине
горы Мандарачала. Это царство было подобно городу полубогов:
ослепительно сияющее, с бесчисленными драгоценностями в стенах
его домов. Столбы были сделаны из рубинов и повсюду сверкало
золото и бриллианты. Царь Шобхана сидел на троне под чистым
белым балдахином и слуги обмахивали его опахалами из хвостов
яка. Великолепная корона покоилась на его голове, прекрасные
серьги украшали уши, ожерелье украшало шею, а разукрашенные
драгоценными камнями браслеты обвивали его руки. Ему служили
гандхарвы (лучшие небесные певцы) и апсары (небесные танцовщицы).
Воистину, он стал вторым Индрой.
Однажды брахман по имени Сомашарма, живший в царстве Мучукунды,
странствуя по различным местам паломничества, очутился в царстве
Шобханы. Брахман увидел Шобхану во всей его блестящей славе
и подумал, что он мог бы быть зятем его царя, Мучукунды. Когда
Шобхана увидел брахмана, то он немедленно поднялся с трона и
приветствовал его. Почтительно поклонившись, он спросил брахмана
о благополучии и здоровье его (Шобханы) тестя, своей жены и
всех жителей города.
Сомашарма ответил: "О царь, все хорошо в царстве твоего
тестя; также Чандрабхага и другие члены семьи чувствуют себя
хорошо. Но, о царь, я удивлен, увидев тебя здесь! Пожалуйста,
расскажи мне о себе. Никто никогда не видел такого прекрасного
города, как этот? Будь добр, расскажи как, он достался тебе".
Царь Шобхана сказал: "Так как я соблюдал Рама экадаши,
мне было дано правление этим великолепным городом. Но при всей
своей грандиозности, этот город всего лишь временен. Я прощу
тебя исправить этот недостаток. Этот город эфемерен. Как я могу
сохранить его красоту и славу постоянно? Будь добр, просвети
меня".
Брахман спросил: "Почему это царство непрочно и как его
утвердить? Пожалуйста, объясни мне это. а я постараюсь тебе
помочь". Шобхана ответил: "Так как я постился в экадаши
без должной веры, мое царство временно. Теперь послушай, как
оно может стать вечным. Возвратись, пожалуйста, к Чандрабхаге,
прекрасной дочери царя Мучукунды, и расскажи ей все, что увидел
и уразумел об этом месте и обо мне. Несомненно, если ты расскажешь
ей об этом, то мой город вскоре станет вечным".
Брахман возвратился в город и рассказал все Чандрабхаге, которая
и удивилась и обрадовалась, услышав такие новости. Она сказала:
"О брахман, было ли это на самом деле, или это сон?"
Сомашарма ответил: "О царевна, я вне всякого сомнения
видел твоего мужа лицом к лицу в этом великолепном царстве,
которое похоже на царство полубога. Но он сказал, что все его
царство недолговечно и может развеяться в любой момент. Поэтому
он надеется, что ты найдешь способ сделать его вечным".
Чандрабхага сказала: "О мудрец среди брахманов, пожалуйста,
приведи меня к моему мужу сейчас же, я жажду увидеть его снова!
Я смогу сделать его царство вечным, так как я имею благословение,
полученное постом во все экадаши моей жизни. Пожалуйста, соедини
нас вновь как можно скорее. Сказано, что тот, кто соединит людей,
находящихся в разлуке, обретет великое благо".
Брахман Сомашарма затем повел Чандрабхагу в лучезарное царство
Шобханы. До того, как вступить в него, они остановились у подножия
горя Кандарачалы в священном ашраме Вамадевы. Вамадева воспел
гимны из Вед и окропил священной водой Чандрабхагу, выслушав
ее историю. Под воздействием этих священных обрядов риши благо,
полученное ею во время постов в течение стольких экадаши, сделало
ее тело трансцендентным. В экстазе, с сияющими от удивления
глазами, Чандрабхага продолжила путь.
Когда Шобхана увидел свою жену, приближающуюся к нему на вершину
горы Мандарачала, он наполнился радостью и вскричал от счастья.
Когда она подошла, он посадил ее слева от себя, и она сказала
ему:" О дражайший, пожалуйста, выслушай, я скажу тебе нечто,
что тебе очень поможет. С восьмилетнего возраста я регулярно
и с верой соблюдаю пост в каждый экадаши. если я перенесу на
тебя все обретенное мною благословение, то твое царство вскоре
обретет вечность, а его процветание будет возрастать и возрастать,
пока не наступит великое изобилие!"
Господь Кришна продолжил: "О Юдхиштхира, таким образом
Чандрабхага, имеющая чудесное трансцендентное тело, на котором
были прекраснейшие украшения, в конце концов насладилась миром
и счастьем со своим мужем. Благодаря могуществу Рама экадаши
Шобхана обрел царство на вершине горы Мандарачала, способное
выполнить все его желания и дарующее вечное счастье, подобно
корове Кама-дхену.
О величайший из царей, я поведал тебе славу Рама экадаши. Каждый,
следующий священному экадаши и в светлую и в темную половину
каждого месяца, несомненно освобождается от греховных реакций,
даже таких, как убийство брахмана. Не надо делать различия между
экадашами светлой и темной части месяца. Как мы видели, оба
они могут даровать наслаждения в этом мире и освободить даже
наиболее греховные и падшие души. Так же, как и черные и белые
коровы дают равное количество молока, так темные и светлые экадаши
даруют одинаковое благо и, в конце концов, освобождают от цикла
рождений и смертей. Каждый, кто просто слушает прославление
этого священного дня, Рама экадаши, освобождается от всех грехов
и достигнет верховной обители Господа Вишну".
Так заканчивается повествование о славе Картика-кришна экадаши,
или Рама экадаши,из Брахма-вайварта Пураны.