Фрэнсис Бэкон
(1561 - 1626)
Хаягрива дас: Фрэнсис Бэкон в основном известен как основоположник науки в Англии, и хотя он не
работал в современной лаборатории, подобно нынешним ученым, но ввёл то, что стало называться научным
методом. Он верил, что наука может обеспечить человеку владычество над природой, что улучшило бы его
жизнь на этой земле. По Бэкону, наука является не просто интеллектуальным или академическим предприятием, но и утилитарным.
Шрила Прабхупада: Ошибка Бэкона, как и любого другого ученого, в том, что он считает, что наука
может контролировать природу. Невозможно контролировать рождение, старость, болезнь и смерть. В
течение нашей жизни мы, может быть, сумеем внести некоторые изменения и дать некоторые удобства, но
это не есть конечная цель.
Хаягрива дас: Бэкон не любил спекулятивных рассуждений о Боге, потому что мы не можем ожидать,
чтобы Бог приспосабливался к нашим концепциям. В целом Бэкон отсылает теологию в царство веры, а
науку в царство знания о мире.
Шрила Прабхупада: Очень хорошо быть квалифицированным архитектором и сделать дом со всеми
современными удобствами, но если эти удобства заставляют вас забыть о действительной цели жизни, мы
теряем очень много. Лучше остаться без этих удобств, опорожняться в поле и мыться в реке, чем чрезмерно
беспокоить себя современными прелестями, удобствами избалованной жизни. Если мы забываем о нашем
настоящем деле - возрождении себя в сознании Бога - мы не развиваемся, а деградируем.
Хаягрива дас: Бэкон не считал науку неким разобщающим фактором, когда дело касалось религии или
Бога. Скорее наоборот, он полагал, что наука способна обеспечить прогресс цивилизации. Она может стать
связующей силой между человеком и Богом.
Шрила Прабхупада: Это, безусловно, очень хорошая идея, но множество современных ученых
отрицают существование Бога. Многие заявляют, что Бог мертв, или что нет нужды в Боге, или что мы
можем по-своему сотворить Бога или человека.
Хаягрива дас: Бэкон считал, что некоторое знание сверхъестественно, потому что оно исходит от Бога,
в то время как другие формы знания человек может обрести своими собственные силами. Он допускает, что
материальные чувства несовершенны и действуют, как кривые зеркала, которые искажают действительный
мир. Таким образом, люди постоянно обманываются.
Шрила Прабхупада: Да, хотя они и продвигают дело материальной науки, они в этом процессе
забывает о Боге. Это самая большая деградация. Люди должны научными методами доказывать, что Бог
существует и делает всё. Ученые должны использовать научный метод, чтобы понять, как действует
Верховное разумное Существо. Научное знание, которым обладает Бог, совершенно, и знание, которое
подчиняется этому, очень хорошее. Но если у людей есть небольшое знание, а они отрицают уществование
Бога, их знание бесполезно. Поэтому их небольшие знания стали опасной вещью.
Хаягрива дас: Иногда Бэкон говорит нечто очень похожее. Он пишет: “Действительно, поверхностная
философия склоняет ум человеческий к атеизму, но глубокая философия приводит ум человеческий к
религии”.
Шрила Прабхупада: Да, Кришна говорит в Бхагавад-гите:
сарва-йонишу каунтейа муртайах самбхаванти йах
тасам брахма махад йонир ахам биджа-прадах пита
“Знай же, о сын Кунти, что все виды жизни порождены материальной природой, а Я - отец, дающий семя”
(Б.-г., 14.4).
Если у нас есть немного разума, и мы поразмышляем над этим стихом, мы сможем понять, что
все живые существа выходят из какого-нибудь чрева. Поскольку каждый - дитя какой-нибудь матери, то
должен быть и отец. Взрослея, мы должны узнать своего отца, его владения и его желание.
Хаягрива дас: Вот вывод Бэкона: “Какое-то время ум человека наблюдает вторичные рассеянные
причины. Иногда он может задержаться в них и не пойти дальше; но когда он созерцает цепь их,
сопряжённых и связанных вместе, он должен непременно обратиться к Провидению и Божеству”.
Шрила Прабхупада: Да. Эта версия даётся в Бхагавад-гите.
ахам сарвасйа прабхаво
матах сарвам правартате
“Я - источник всех духовных и материальных миров. Всё исходит из Меня” (Б.-г., 10.8). И Веданта-сутра
гласит: джанмадй асйа йатах. “Верховное Существо - Тот, из которого исходит всё”. Несомненно, что
должен быть источник всего, и задача философии - обнаружить этот изначальный источник. Пытаться
игнорировать или затемнить изначальный источник - это и ни научно, и ни философски.
Хаягрива дас: Касаясь суеверия, Бэкон пишет: “Было бы лучше вовсе не иметь мнения о Боге, чем
иметь мнение недостойное Его, ибо первое есть неверие, а второе - оскорбление”.
Шрила Прабхупада: Зачем нам быть суеверными? Почему бы не ввести систему образования,
благодаря которой каждый мог бы понять Бога и Его природу? Мы стараемся основать подобный институт с
помощью движения сознания Кришны. Если правительство примет участие и будет сотрудничать, широкие
массы людей смогут понять эту науку о Боге и получить благо.
Хаягрива дас: Бэкон различал секты и религии. Секты меняются, но истинная религия “возведена на
камне; прочее уносится на волнах времени...”
Шрила Прабхупада: Настоящая религия исходит непосредственно от Бога, потому что религия - это
закон Бога. Следовательно, мы должны философски и научно понять Бога и Его закон. Это есть
совершенство знания.
Хаягрива дас: Многие из индийских сект процветают в Америке, потому что их руководители не
налагают никаких ограничений.
Шрила Прабхупада: У них нет представления о Боге. Они приезжают ради какой-то материальной
выгоды, и со временем это обнаруживается.
Хаягрива дас: Бэкон также стоял за божественное право царей. Он утверждал, что царь уполномочен
Богом издавать законы. Ещё он считал, что своя национальная церковь могла бы лучше всего удовлетворять
духовные потребности людей.
Шрила Прабхупада: Поэтому необходимо, чтобы царь был так воспитан, чтобы не злоупотреблять
своей властью. Согласно ведической системе, царя обучали придерживаться наставлений святых людей,
брахманов. Брахманы обычно советовали, а царь выполнял их желание. Если царь злоупотребляет своей
властью, он никуда не годится. Его монархия будет упразднена, а народ заменит ее чем-нибудь другим.
Из книги "Диалектический спиритуализм"
обсудим
в форуме