Джива Госвами.
Позавчера был день явления Шрилы Дживы Госвами и я вдохновился что-то про
него написать. В особенности поскольку наша школа очень тесно связана с этим
великим вайшнавом. Мы изучаем санскрит по Харинамамрита-вйакаране, книге,
написанной им специально для преданных. Также Гопипаранадхана Прабху дает
тематический обзор Шримад-Бхагаватам, основываясь на Шат-cандарбхе -
пожалуй, наиболее фундаментальном философском трактате Гаудийа вайшнавов,
написанным Дживой Госвами. На настоящий момент мы прошли две книги из шести
- Таттва-сандарбху и Бхагавата-сандарбху. Вдобавок к этому мы учимся читать
комментарии Ачарьев к Шримад-бхагаватам, включая Крама-сандарбху Дживы
Госвами. Этого было достаточно для того, чтобы оценить гений Шрилы Дживы
Госвами. Но то, что я услышал на вчерашней утренней лекции, поразило всех
нас, открыв дополнительные аспекты этой великой личности.
Шрила Джива Госвами был самым молодым среди Госвами Вриндавана. Он родился в
той же семье, что и Рупа Госвами и Санатана Госвами, как сын их младшего
брата, Анупамы. Он присутствовал при том, как Шри Чайтанйа Махапрабху во
время визита в Рамакели пролил свою милость на его отца и дядей. В этот
момент он развил очень сильную привязанность к Господу Чайтанье, который в
конце поместил свои лотосные стопы на голову Шри Дживы. С этого дня он
постоянно медитировал на прекрасную золотистую форму Господа Чайтаньи.
С самого детства он начал поклоняться Божествам Шри Шри Кришна-Баларамы. Он
с огромной любовью предлагал им бхогу и арати, постоянно был погружен в игры
Кришны во Вриндаване.
Вскоре он начал свое обучение. Все преподаватели поражались его
исключительным способностям. Очень быстро он в совершенстве изучил санскрит,
логику, риторику и другие дисциплины. Все прочили ему блестящую карьеру.
В один из дней ему приснился удивительный сон. Кришна-Баларама приняли облик
Гаура-Нитай и дали ему пыль со своих лотосных стоп. С этого момента Джива
стал известен как мальчик, чьи глаза никогда не просыхали от слез разлуки с
Господом Чайтаньей. Семейная жизнь стала для него пустой и невыносимой. Его
единственным желанием было поскорее принять полное прибежище у Его лотосных
стоп. Как раз в это время он получил известие о смерти своего отца, Анупамы.
Видя его состояние, родственники посоветовали ему встретиться с Господом
Нитьянандой в Навадвипе. Счастливый, Шри Джива отправился в это святое место
явления Господа Чайтаньи. Господь Нитьянанда в это время по приказу Господа
Чайтаньи развивал движение нама-хатт, сделав своей штаб-квартирой Кардаху,
местечко примерно в сотне километров он Навадвипы. Будучи всеведущим
Господом, он немедленно отправился в Навадвипу чтобы встретить Дживу
Госвами. Он привел этого юного сияющего вайшнава в дом Шачи-маты. Мать
Господа Чайтаньи в это время была уже довольно пожилой, однако, услышав, что
пришел Господь Нитьянанда, немедленно попросила слугу организовать все для
абхишеки лотосных стоп Господа. Потом она предложила им прасад со своего
алтаря. Как вы знаете, Господь Чайтанья всегда лично приходил, чтобы принять
подношение Шачи-маты, это место было одним и четырех, где Он всегда
присутствует. Попробовав остатки пищи Господа ,Шри Джива преисполнился
трансцендентным блаженством. Он взял пыль с лотосных стоп Шачи-маты и она в
ответ дала ему свои благословения.
Господь Натьянанда провел Дживу Госвами по всем святым местам, связанным с
играми Господа Чайтаньи. В конце Он дал ему наставление отправиться во
Вриндаван и присоединиться к своим дядьям, Рупе Госвами и Санатане Госвами,
которые к тому времени уже долгое время находились там по приказу Господа
Чайтаньи. Однако прежде Джива должен был посетить Варанаси и узучить Веданту
от Шри Мадхусуданы Сарасвати, ученика знаменитого Сарвабхаумы Бхаттачарьи
(которых, в свою очередь, получил это знание от самого Господа Чайтаньи).
Шри Джива в величайшем смирении взял пыль со стоп Господа Нитьянанды и всех
собравшихся вайшнавов, моля их дать благословения на преданное служение во
Вриндаване. Получив их милость, он отправился в путь. Как только он вышел за
пределы Навадвипы, Вриндаван во всем своем блеске проявился в его сердце. Он
понял, что сейчас Господь Чайтанья даровал ему право войти в истинный,
трансцендентный Вриндаван, свободный от покрытия иллюзией, Праудха-Майей,
которая защищает обитель Господа от неквалифицированных людей.
Проведя несколько месяцев в Варанаси и став величайшим знатоком Веданты, он
в конце концов прибыл во Вриндаван. Там он принял прибежище у Шрилы Рупы
Госвами, получив у него посвящение в повторение вайшнавских мантр. Под его
руководством Джива Госвами глубоко изучил философию Шри Чайтаньи Махапрабху
и начал помогать своим дядьям в их издательской работе. Он отредактировал
рукопись "Бхакти-расамрита Синдху", одной из наиболее важных для всех
Гаудийа Вайшнавов книг Рупы Госвами, параллельно написав свой комментарий к
ней (Дургама-сангамани, или "То, что делает сложное для понимания легким").
Также он отредактировал Брихад-вайшнава-тошани, написанный Санатаной Госвами
комментарий к Десятой Песни Шримад-Бхагаватам, опять-таки написав свой
собственный комментарий, Вайшнава-тошани. Он выполнял самые разнообразные
виды служения своим духовным учителям, убирая место, где они жили, готовя
прасад, принося им воду для омовения, поклоняясь Божествам, помогая им в
написании книг. Шрила Рупа Госвами лично сделал для него Божество Шри
Дамодары (мы можем получить Его даршан в Радха-Дамодара Мандире, Радхарани
пришли немного позже). В Бхакти-ратнакаре описано, что Джива Госвами
поклонялся Ему с величайшей любовью и преданностью. Часто Дамодара лично
просил его приготовить какое-то особое блюдо и Шри Джива затем из своих рук
кормил Господа. Или же Дамодара подзывал Дживу к Себе и играл для него
какую-то особую рагу на флейте.
После ухода Рупы и Санатаны Госвами Шрила Джива Госвами стал лидером всех
вайшнавов во Вриндаване. Среди множества его учеников самыми выдающимися
были Нароттама Даса, Шйамананда прабху и Шриниваса прабху. Они получили от
Дживы Госвами наиболее сокровенные наставления и очень глубоко изучили
философию и практику Гаудийа-вайшнавов. Именно их он послал в Бенгалию для
того, чтобы передать преданным книги Госвами. Впоследствии они продолжили
проповедническию миссию в разных местах Индии.
Будучи главой вайшнавов, Джива Госвами выполнял самые разные виды
деятельности. Он писал книги, занимался юридическими вопросами, заботился о
прасаде и расселении всех вайшнавов, посещающих Вриндаван. Именно на его имя
записаны все документы на право пользования земли на Радха-Кунде (во
Вриндавана Ресерш Институт можно посмотреть изначальные манускрипты с личной
подписью Дживы Госвами). Обычно очень сложно совмещать написание книг с
тесной вовлеченностью в менеджмент. Однако Джива Госвами был способен
успешно это делать, совершая тем самым огромное служение миссии Господа
Чайтаньи. Также он поддерживал корреспонденчию с многочисленными преданными
вне Вриндавана, помогая им в преданном служении. Сохранилось несколько
писем, собственноручно написанных Дживой Госвами.
Однако наиболее значительным является литературный вклад Шрилы Дживы
Госвами. В общей сложности он написал более 400000 стихов на санскрите, что
более чем в 20 раз больше количества шлок в Шримад-Бхагаватам. Чтобы дать
вам представление о гениальности Дживы Госвами, я вкратце расскажу о том, о
чем же он писал.
Шрила Рупа Госвами больше известен как раса-ачарья - тот, кто описал науку
трансцендентных рас, отношений с Господом. Поэтому в своих произведениях он
не слишком касался сложных философских вопросов. То же относиться и к
Санатане Госвами, чьи труды больше описывают отношения между Господом и его
преданными. Регулирующие принципы и этикет Вайшнавов описаны Санатаной
Госвами в его книге Хари-бхакти-виласа. Гопала-бхатта Госвами описал
различные самскары вайшнавов и то, как проводить ягьи. Радхунатха Даса
Госвами, подобно Рупе Госвами, также больше писал о трансцендентных расах.
Шрила Джива Госвами взял на себя "грязную", техническую работу по подведение
философского фундамента под возвышенную практику преданного служения. Иначе
все, что делают вайшнавы, очень легко могло быть воспринято как дешевый
сентиментализм. К тому же многочисленные школы имперсоналистов подвергали
сомнению саму возможность трансцендентных любовных отношений c Господом.
Поэтому в своей Шат-сандарбхе Джива Госвами обращается к глубочайшим
философским вопросам, основывая свои выводы на том, что говориться в
Шримад-Бхагаватам. По сути, это тематический разбор Шримад-Бхагаватам. В
Таттва-сандарбхе он разбирает все возможные способы обретения знания и
приходит к выводу, что единственно надежный путь - это обращение к священным
писаниям, исходящим непосредственно от Господа, из которых наиболее
авторитетным и доступным в Кали-Югу является Шримад-Бхагаватам. Затем в
Бхагавата-сандарбхе он описывает что такое Брахман, Параматма, Бхагаван,
доказывая существование трансцендентных энергий Господа и тем самым
опровергая философию майавады. Там же приводиться доказательства того, что
тело Господа, Его спутники, оружия, украшения, имена, качества имеют
духовную природу. Все это сопровождается огромным количеством цитат из самых
разных разделов Ведической литературы - Веды, Упанишады, Веданта-сутра,
Пураны, Махабхарата, плюс комментарии Шридхары Свами, Мадхвачарьи,
Рамануджачарьи, иногда даже Шанкарачарьи. Просто поражаешься, как он все это
мог знать - я даже с компьютером и обширной школьной библиотекой часто не
могу найти источников, а ведь в те времена всего этого не было! Это написано
на головоломном санскрите, с безупречной логикой. Он не оставляет никакого
места для сомнений. В Параматма-сандарбхе описано как Господь строит свои
отношения с материальной, духовной и пограничной энергиями. Эта Сандарбха
наиболее сложная и техническая, но исключительно важная для понимания
положения живого существа в материальном мире. После этого, в
Кришна-сандарбхе, описываются различные воплощения Господа и доказывается,
что Кришна - это наиболее полное проявление Личности Бога. Следующая,
Бхакти-сандарбха, описывает различные аспекты процесса преданного служения.
К примеру, там приводятся около 40 разных форм смешанной, нечистой бхакти с
цитатами из различных писаний. И последняя, Прити-сандарбха, описывает
према-бхакти и разновидности трансцендентных рас - по сути, то же, что было
очень подробно описано в трудах Шрилы Рупы Госвами. Таким образом, это
великое произведение охватывает все аспекты нашей философии. Не случайно оно
было в числе первых книг, которые Шрила Прабхупада хотел перевести после
Шримад-Бхагаватам. Скоро выйдет Таттва-сандарбха в переводе и с
комментариями Гопипаранадханы прабху и вы сможете сами оценить ценность этой
книги.
Помимо этого, Джива Госвами написал Крама-Сандарбху - отдельный комментарий
к основным стихам Шримад-Бхагаватам, многое из которого Шрила Прабхупада использовал в своем переводе и комментариях, плюс еще два отдельных
комментария на Десятую Песнь - Вайшнава-тошани и Брихад-крама-сандарбху. К
числу философских трудов Дживы Госвами также относятся его комментарии на
Брахма-саммхиту, Гопала-тапани-упанишад, Гайатри мантру.
Также Джива Госвами был широко известен как замечательный поэт. Он написал
Гопала-чампу, книгу, подробно описывающую игры Кришны во Вриндаване. Она
написана исключительно поэтическим языком и может использоваться как пример
употребления многочисленных метафор и поэтических украшений, описанных в
классических учебниках санскритской поэзии. Один из наших преподавателей,
специалистов по поэзии, признался мне, что он многие часы провел в попытках
понять все многоуровневые сравнения и метафоры, используемые Дживой Госвами.
В дополнение к тому, что Шрила Рупа Госвами уже описал в своих книгах, Джива
Госвами написал книгу Бхакти-расамрита-шеша, которая включает в себя те
разделы науки о поэзии, которые не были затронуты его духовным учителем.
Таким образом, вайшнавы получили очень мощный инструмент для прославления
Господа наиболее изысканным образом. Также Джива Госвами написал несколько
небольших книг, посвященных различным играм Господа, таких, как
Мадхава-махотсава, Гопала-вирудхавали и другие.
Именно Шрила Джива Госвами впервые привел описание Ашта-Кальяна-лилы, игр
Шри Шри Радха-Кришны в течение суток, которые потом были более подробно
описаны в Говинда-лиламрите Кришнадаса Кавираджа Госвами и
Кришнахника-каумуди Вишванатхи Чакраварти Тхакура. Вдобавок Джива Госвами,
как мы уже говорили, написал очень подробные комментарии на важнейшие труды
Рупы Госвами - Бхакти-расамрита-синдху и Удджвала-ниламани. Также именно он
составил Става-малу, знаменитый сборник молитв. Часто Шрила Рупа Госвами и
другие вайшнавы в порыве вдохновения на лету сочиняли какой-то замечательный
стих или целую молитву, и Джива Госвами ее тщательно записывал. Сейчас мы
поражаемся их гению, и все это по милости Дживы Госвами.
Помимо этого, Джива Госвами написал Радха-Кришна-арчана-чандрику, одну из
важнейших книг, описывающих как правильно поклоняться Божествам Шри Шри
Радхи-Кришны. Ведь до прихода Шри Чайтаньи Махапрабху практически никто не
знал о Шримати Радхарани. Поэтому было очень важно установить точные
стандарты поклонения Им. Шрила Джива Госвами очень сокровенно поклонялся
своим Божествам и потому был в высшей степени квалифицирован сделать это.
И, наконец, из милости к тем вайшнавам, кому выпала нелегкая задача изучать
санскрит, Шрила Джива Госвами написал замечательную грамматику санскрита под
названием Хари-намамрита-вйакарана. Он изучил все существующие системы
санскритской грамматики и написал свою версию, которая по сравнению с ними
очень проста, последовательна и не требует многочисленных комментариев для
того, чтобы ее правильно понять. Мне лично довелось ее изучать, и по мере
учебы я все больше поражался гению Дживы Госвами. При этом все термины в ней
названы именами Кришны, таким образом, изучение ее не прерывает прославления
Господа. Да и примеры использования ее правил также связаны с Кришной. Я
надеюсь, что в будущем она станет классическим учебником санскрита во всех
школах и университетах.
Итак, философ, поэт, знаток санскрита, искусный менеджер, вдохновленный
пуджари, чистый преданный и смиренный слуга всех вайшнавов. В духовном мире
это Виласа-манджари, ближайшая служанка Вишакха-деви, одной из основных гопи
Кришны. Все мы находимся в огромном долгу перед ним за то, что он для нас
сделал за свои долгие 85 лет бескорыстного преданного служения. В
благословенный день его явления мы можем молиться о том, чтобы мы также
смогли сделать что-то существенное в служении миссии Шрилы Прабхупады и всей
Гуру-парампары, удовлетворить их и таким образом привлечь внимание Господа
Чайтаньи и Господа Нитьянанды. И, как мы уже видели на примере Дживы
Госвами, этого невозможно достичь без чистоты сердца и милости вайшнавов.
Стремящийся оставаться их смиренным слугой
Сарвагйа дас.