Майапурские заметки.
В школе - очередные каникулы. В этом году мне пришлось выбирать место, где их провести, с учетом очень большого объема работ, который надо было сделать к началу следующего семестра. Около 500 сутр Харинамамрита Вйакараны - теория, практическое применение… Мне было необходимо найти спокойное, уединенное место, где можно было бы погрузиться в учебу и где было бы не так жарко, как во Вриндаване (когда я уезжал, там было плюс 49 в тени днем и плюс 31 ночью). При этом не хотелось покидать духовную атмосферу Вриндавана. Поэтому лучшим местом во всех отношениях был Майапур. И, воистину, Майапур оказался местом, где исполняются все желания и где Господь Гауранга проливает просто потоки милости. При этом невозможно сдержать чувство огромной благодарности из-за осознания того, что я эту милость не заслужил.
Комната в Seniour Brahmacari Ashram оказалась очень удобной и спокойной. Здесь все продумано для того, чтобы помочь исключительно важному служению старших проповедников и саньяси. Досталась она нам по милости хороших друзей с очень большой скидкой. Я все время чувствовал, что сама атмосфера этого места располагает к серьезной практике преданного служения. Прасад в брахмачари китчен оказался на удивление очень качественным и совсем не острым, в отличие от предыдущих годов. Видно, руководство храма начало серьезно заботиться о здоровье своих преданных. Ведь здесь питается около 300 брахмачари, выполняющих ключевое служение, и сознание тех, кто готовит, таким образом распространяется по всему храму. В Чоупатти, к примеру, обеды готовят самые старшие и возвышенные преданные - Радханатха Махараджа лично следит за этим. Как результат - за все время пребывания в Майапуре у меня не было никаких проблем с желудком. Многие преданные-грихастхи также специально приходят сюда, чтобы поесть храмового прасада.
Вообще весь храм очень ухоженный и красивый. Периодически, где-то раз в 2-3 недели, выкапывают все цветы и засевают новые. Даршан Божеств - просто как в сказке, все исключительно красиво. Нам необходимы такие самскары, чтобы вытеснить огромное количество негативных впечатлений, накопленных нами за многие годы обусловленной жизни в материальном мире. Удивительные киртаны, глубокие лекции, необыкновенно вкусный маха-прасад - все это незаметно меняет наше тонкое тело и способствует взращиванию желания беззаветно предаться Кришне и служить Ему с верой и любовью. Особенно довольны Божества любой, самой скромной попытке как-то послужить преданным и гостям. Я помню как-то повторял джапу перед Панча-Таттвой и ко мне подошло целое семейство индусов. Начали кланяться, задавать вопросы. Я, как мог, проповедовал, хотя и понимал не все, что они от меня хотели. В основном говорил о Святом Имени. И буквально сразу же, как только они ушли, начали раздавать маха-прасад с дневного подношения и пуджари вынес мне целую тарелку (при том, что обычно дают только чуть-чуть в одни руки, так как довольно много желающих). Я могу себе представить, сколько же милости проливает Панча-Таттва на тех, кто постоянно занят в проповеди, кто рискует ради Господа! Все ваши харинамы, распространение книг, фестивали, забота о молодых преданных и прихожанах - все это бесконечно дорого Господу Гауранге и Его спутникам.
В конце концов, Панча-Таттва не выдержала и решила занять и меня в проповеди. Один из студентов нашей школы тоже приехал в Майапур и на все каникулы отправился в проповедническое турне на лодку Нитай Пада Камала. Внезапно ему пришлось вернуться и он предложил мне побыть на лодке пару дней. Я все никак не хотел отрываться от учебы, но в конце концов согласился. И, хотя я и разминулся с преданным, который должен был привезти меня на лодку, находившуюся где-то на берегу Ганги в нескольких десятках километров от Майапура, Кришна буквально привез меня туда при поддержке еще одного брахмачари. И, как оказалось, не случайно.
Лодка эта представляет собой небольшой металлический корабль с экипажем 8 человек - четыре брахмачари и четыре грихастхи. Каждый новый день они проводят на новом месте. После утреннего омовения в Ганге, приветствия Божеств и Гуру-пуджи они переплывают к новой деревне, расположенной на берегу Ганги. После утреннего прасада все, за исключением капитана и повара, отправляются на харинаму. При этом они берут с собой Божества - Гаура-Нитаи, лично установленные Шрилой Прабхупадой. Вся эта процессия идет от дома к дому. Люди таким образом получают возможность как-то лично послужить Божествам. Это выражается по-разному. Кто-то предлагает только воду для омывания стоп Божеств - очень простой ритуал, занимающий несколько секунд. В некоторые дома нас даже не пускали - видно было, что люди слишком погружены в свои дела. Но в большинстве домов хозяева предлагали целую пуджу, роскошный пир из сладостей, орехов и сухофруктов, к тому же давали щедрые пожертвования преданным. Весь этот рис, дал, овощи и фрукты преданные потом готовят и предлагают Божествам. Что необходимо едят сами, а большинство потом раздают на вечерней программе. Я постоянно вспоминал наши праздники в Витебске, когда мы путешествовали с Божествами по домам преданных. Но здесь мы были нежданными гостями и все происходило спонтанно.
После такой интенсивной харинамы, длящейся несколько часов, уставшие праданные возвращаются обратно домой, на лодку. Совершают омовение в теплых, бархатистых водах Ганги, принимают прасадам, отдыхают и читают книги. Вечером же на лодку начинается поток гостей - все те, кого мы встретили на харинаме, горят желанием посмотреть на то, как живут преданные. Для них проводят Гаура-арати, экстатический киртан, бхаджаны, лекцию. Потом им показывают видео о играх Господа Чайтаньи и Господа Нитьянанды, после чего - прасадам. Люди подолгу не хотят расходиться, задают вопросы, покупают книги и аттрибутику. Но самое интересное начинается утром, когда они снова приходят на лодку, чтобы попрощаться. Многие плачут, хотя и понимают, что лодку не остановить. Так в их сердцах попадает капля милости Господа Гауранги и Господа Нитьянанды, которая когда-то несомненно прорастет и побудит их стать преданными. Большинство из них - простые люди, выходцы из очень бедных семей. Они обречены тяжело работать днями напролет, и встреча с преданными для них подобен лучу света и надежды. Преданные попросили меня дать лекцию, и они очень живо слушали, все пытаясь понять, почему я, иностранец, решил принять их культуру и веру. Я постарался объяснить, что по своей природе все мы духовные души и что каждый из нас ищет Кришну.
Два дня пролетели как одно мгновение. Я немного соприкоснулся с культурой приема гостей бенгальских вайшнавов. Преданные все пытались посадить меня на самое возвышенное место, предлагали самый лучший прасад, заботились обо всех моих нуждах. И чем больше я отказывался, тем больше они вдохновлялись служить! Я почувствовал, что эти простые и искренние души полностью покорили мое сердце. Несомненно, они получили особое благословение Господа Гауранги.
Очень глубокое впечатление от этой поездки на лодку оставила Ганга-мата. Особенно ночью, когда лодка со всех сторон омывается водами этой священной реки, текущей к океану. Мне постоянно приходили на ум слова из молитв Царицы Кунти :
твайи ме'нанйа-вишайа
матир мадху-пате 'сакрит
ратим удвахатад атха
гангеваудхам уданвати
"О покровитель Мадху, пусть же мой разум будет полностью привязан к Тебе, не отвлекаясь ни на что другое, подобно тому, как воды Ганги беспрепятственно текут к океану."
Ганга такая спокойная, широкая. Глубина в середине - десятки метров. Остановить её просто невозможно - она сметает все препятствия. Таким же сильным должно быть наше желание служить Кришне, удовлетворить Его. Только такая чистая преданность способна привести нас в наш вечный дом, духовное царство. И, конечно же, обрести такую непоколебимую решимость можно только по милости преданных и духовного учителя. Ганга бесконечно дорога Господу Гауранге, и она может даровать нам сокровище чистой преданности - если мы ее об этом очень искренне попросим. Таково благословение проживания в Майапуре - здесь все пропитано Гаура-премой, все духовно, надо только быть достаточно чистым, чтобы суметь это воспринять. Как однажды во время утренней прогулки в Нью-Йорке Шрила Прабхупада вместе с преданными начали кормить уток, плавающих в расположенном там пруду. Спустя какое-то время Шрила Прабхупада спросил учеников: "Как вы думаете, которая утка получит больше прасада?". И сразу же ответил: "Та, что больше всех крякает и стремиться схватить каждый кусочек хлеба. Так и мы должны жадно стремиться получить милость и очень громко просить о ней, что, несомненно, привлечет милость Кришны.". Как говорит Шрила Рупа Госвами: "Татра лоулйам апи мулйам экалам - единственной ценой за обретение Сознания Кришны может быть только очень сильное желание, жадность обрести его". Я молился Ганге, чтобы когда-нибудь стать достаточно искренним, оставить все корыстные желания и без остатка посвятить себя преданному служению, старался не забыть и о белорусских преданных.
К сожалению, пришлось вновь вернуться к нормальному течению дел. Только под конец удалось вырваться на парикрамы в Джаджиграм, Каттву, Шрикханд, Панихати и Амбика-калану - места, где совершали свой бхаджан величайшие преданные Господа Гайранги. Все они расположены довольно далеко, Навадвипа-мандала парикрама туда обычно не заходит.
Особенно запомнилась поездка в Амбика-калану. Это то самое место, гда расположены знаменитые Божества Гауридаса Пандита. Как вы помните, он очень больно переживал предстоящую разлуку с Господом Гаурангой и Господом Нитьянандой, собиравшихся отправиться в Джаганатха Пури. Не помогло и то, что Господь Чайтанья лично сделал для него Божества Себя и Господа Нитьянанды. Гауридас Пандит плакал днями напролет, и, в конце концов, чтобы убедить его в том, что Божества не отличны от них самих, Гауранга и Нитьянанда приняли облики Божеств. Изумленному Гауридасу Пандиту ничего не оставалось как начать поклоняться двум совершенно одинаковым парам Божеств. Он уже не мог отличить, кто есть кто. В конце концов одна пара Божеств отправилась в паломничество, а одна осталась. Их оставляют открытыми только на 20-30 секунд, боясь, что они спрыгнут с алтаря и начнут танцевать в киртане, как это произошло в случае с фестивалем Гаура-пурнимы, организованным Хридой Чайтаньей. Божества изумительно красивые. Их не разрешают фотографировать, но я по большому блату нашел фотографию для духовного блага всех преданных Беларуси.
По дороге туда произошло одно удивительное событие. В машине, в которой мы ехали, пробило колесо. Преданные вышли на дорогу. Было около 10 часов утра, никто еще ничего не ел. Один преданный заметил: "Хорошо было бы какого-то сока попить". На что наш гид сказал: "Посмотри, вот корова Святой Дхамы. Она может исполнить любые желания. Попроси ее об этом". Преданный полушутя подошел к корове и попросил дать немного сока. И, как только он произнес эти слова, вдруг прямо перед машиной остановилась повозка продавца сока сахарного тростника, спешащего на работу в близлежащую деревню! В жару этот сок охлаждает и немедленно дает очень много энергии, это было самое лучшее, что только можно было придумать! Вот тебе и кама-дхену! Воистину, в Святой Дхаме все духовно! Счастливые преданные накормили волшебную корову свежей травой и сладким тростником, и опять отправились в долгий путь.
* * *
Это только несколько самых ярких впечатлений от Майапура. Большую часть работы по учебе также удалось выполнить (опять-таки по беспричинной милости). Я сейчас опять на Говардхане. Стало даже еще жарче, чем раньше, причем за два месяца все так прогрелось, что даже ночью около 40! Днем же на солнце лучше не показываться. Горячий воздух обжигает тело и лицо. Судя по всему, это будет продолжаться до первых дождей, которые начнутся в этом году намного позже, где-то через пару недель. Но при этом некоторые бриджабаси никогда не покидают Вриндавана. Помолитесь за меня, пожалуйста, чтобы я смог все это выдержать и быть полезным в служению духовному учителю и всем вайшнавам. Очень надеюсь вас когда-нибудь снова увидеть.
Ваш смиренный слуга
Сарвагйа дас.