В зависимости от уровня сознания, человек пытается умилостивить
Бога, руководствуясь четырьмя мотивами. Им может двигать:
1) страх;
2) надежда удовлетворить свои материальные нужды;
3) чувство долга (картавйа-буддхи);
или 4) подлинная любовь к Богу. (1)
К тем, кто поклоняется Богу из страха, относятся люди, боящиеся
ада, нищеты, страданий и смерти. Люди же, поклоняющиеся Господу
ради удовлетворения материальных нужд. истово молятся, чтобы
Бог послал им материальное счастье и процветание. Однако поклонение
Богу приносит столь чистую радость, что многие из тех, кто начинал
свое поклонение из страха или из желания удовлетворить материальные
нужды, в конце концов отказываются от корыстного поклонения
и привязываются к чистому служению Богу. Следующими идут те,
кто начал поклонение Богу из чувства благодарности, вызванного
представлениями о Боге как о Творце мироздания. Такое поклонение
Богу мотивировано чувством долга (картавйа-буддхи). Наконец,
четвертыми движет не страх, не надежда на вознаграждение и не
чувство долга, но естественная привязанность к поклонению Богу.
Привязанность - это состояние, в котором сердце человека инстинктивно
тянется к объекту любви, не обращая внимания ни на какие условности.
Те. в чьем сердце спонтанно возникает привязанность к Господу
при одной мысли о Нем, поклоняются Богу из привязанности к Нему.
Поклонение, продиктованное любыми другими мотивами, лишено той
чистоты, которая присуща поклонению, вызванному привязанностью.
(2) Иначе говоря, по-настоящему поклоняются Богу только те,
кто поклоняется ему из любви и привязанности к Нему. (...)
Страх и надежда на материальное вознаграждение - мотивы в высшей
степени нечистые. Когда разум верующего очищается, он отбрасывает
страх и корысть и начинает поклоняться Богу исключительно из
чувства долга. До тех пор, пока у нас не появилось подлинной
привязанности к Господу, мы не должны прекращать поклоняться
из чувства долга. Чувство долга порождает два соображения: уважение
к правилам Писаний и стремление избежать всего, что им противоречит.
Правила поклонения Господу были установлены великими святыми
глубокой древности и запечатлены в Писаниях. (3) Таким образом,
стремление следовать священным писаниям и благоговение перед
правилами возникают из чувства долга (картавйа-буддхи).
Зависимость силы веры от уровня сознания человека
Проанализировав историю всех стран мира, мы придем к выводу,
что вера в Бога является общей и неизменной чертой всех людей.
Дикие племена в лесу живут, как животные, питаясь плотью зверей,
но и они поклоняются солнцу, луне, огромным горам, большим рекам
и огромным деревьям, почитая их своими благодетелями и повелителями.
Почему? Потому что вера в Бога изначально присуща душе, но проявляется
она только в той степени, в какой ослаблено влияние материальной
оболочки, покрывающей душу. (4) Когда человек становится цивилизованным,
получает образование и обретает познания в разных сферах жизни,
его вера скрывается под напором материалистической логики (кутарка).
Под влиянием этой логики умами таких людей завладевает атеизм
или, того хуже, философия пустоты (нирванавада). Все эти в высшей
степени сомнительные виды веры - всего лишь проявление слабого
и нездорового сознания.
Три разновидности атеизма
Примитивное, нецивилизованное состояние человека отделяют от
чистой веры в прекрасного Господа три ступени (три вида верований).
Они называются
1) атеизм (настикйа-вада);
2) материализм (джада-вада);
3) скептицизм, или философия пустоты (нирвана-вада, или сандехнувада).
Мешая духовному развитию человека, эти три
философии приводят к плачевным результатам. Разумеется, далеко
не каждый подпадает под их влияние, но те, кто оказался под
их влиянием, становятся пленниками этих идей и их духовное развитие
останавливается. И наоборот, те, кто начинает поклоняться Господу
в рамках ведической социальной системы, даже если они принадлежат
к нецивилизованным народностям, благодаря получаемому ими воспитанию,
образованию и нормам поведения, очень быстро развивают в себе
сильную веру в Бога. Таков естественный ход развития человечества.
Но, если человек заражается одной из этих трех материалистических
философий, душа его начинает вести неестественное существование.
Физические и умственные различия между людьми
Люди, живущие в разных странах и на разных континентах, имеют
разную природу. Хотя их глубинная сущность одинакова, их второстепенные
качества разнятся очень сильно - во всем мире не найдется двух
людей, имеющих одинаковую вторичную природу. Если даже близнецы,
появившиеся на свет из одного чрева, отличаются по облику и
качествам, то что тогда говорить о людях, родившихся в разных
странах? В разных странах люди пьют разную воду, дышат разным
воздухом, питаются разной пищей, живут в окружении разных гор
и лесов, носят разную одежду. Благодаря этим различиям, обитатели
разных стран отличаются по телосложению и цвету кожи, следуют
разным обычаям, по-разному одеваются и едят. Психология у различных
народов тоже разная. В силу всего этого представления разных
народов о Боге, хотя и совпадают в главном, в деталях разнятся.
Выйдя из дикого состояния, люди переходят сначала на цивилизованную
ступень развития, затем - на научную, после этого - на нравственную,
и в конце концов развивают в себе любовь к Богу. На каждой из
этих ступеней появляются различия в языке, одежде, пище и образе
мыслей. В конечном счете, все это порождает разные формы поклонения
Богу. С объективной точки зрения, вторичные различия в способах
поклонения Богу несущественны. Если представления о сущностной
природе Бога и поклонения Ему совпадают, то вторичные детали
не могут человеку одной веры помешать достичь того же результата,
которого достигает человек другой веры. Поэтому Шри Чайтанья
учил своих последователей рассказывать людям о чистом образе
Бога, но в то же время запрещал осуждать то, как поклоняются
Богу другие. (5)
Пять различий между религиями мира
Названные выше причины приводят к возникновению пяти видов различий
в формах поклонения Богу, принятых в разных странах:
1) различия в духовных учителях;
2) различия в менталитете поклоняющегося и соответствующие различия
в способе выражения почтения;
3) различия в методах поклонения;
4) различия в представлениях об объекте поклонения и обрядах;
5) различия в именах Бога и терминологии, вызванные различиями
в языке.
1. Различия в духовных учителях
В одних местах люди оказывают почтение мудрецам и подвижникам
древности, в других они почитают проповедников и пророков, таких
как Магомет. В третьих странах люди почитают Иисуса и святых.
В прочих странах в почете учителя мудрости. Очень важно, чтобы
люди оказывали должное почтение святым, родившимся на их земле.
Однако человек не должен навязывать превосходство собственной
веры другим людям, даже если он уверен в этом превосходстве
(ибо уверенность в превосходстве своей веры позволяет ему укрепиться
в ней). Подобного рода ссоры по вопросам веры никому не приносят
ничего хорошего.
2. и 3. Различия в методах поклонения, вызванные разницей
в менталитете
Что же касается различных методов выражения почтения, то в одних
странах тот, кто поклоняется Богу, восседает на асане и совершив
пранаяму начинает совершение обряда. В друг их странах Богу
поклоняются пять раз в день, повернувшись лицом к святому месту,
читая молитвы и кланяясь до земли. В третьих странах люди преклоняют
колена и, выражая свое смирение, прославляют Господа в своих
домах и храмах. В разных странах у людей существуют разные представления
о том, что для верующего является чистым, а что - нечистым в
пище, одежде и в привычках.
4. Различия в представлениях об объекте поклонения и
обрядах
Разные религии также рекомендуют проведение разных обрядов поклонения
и по-разному определяют объект поклонения. Одни люди, движимые
любовью к Богу, устанавливают зримые формы Господа сначала в
своих сердцах, а потом - вне них. Понимая, что внешний образ
Господа не отличен от Господа в сердце, они поклоняются этому
изображению. В других религиях, в силу большего акцента на логике
и философии, считается, что образ Бога постижим только в уме.
В этих религиях не признаются внешние формы Господа, хотя на
самом деле их представления о Боге сами по себе являются такой
формой. (6)
5. Различия в терминах и именах Бога
Лингвистические различия приводят к тому, что люди в разных
странах называют Бога разными именами и пользуются разными языками,
обращаясь к Богу. В силу существования этих естественных различий
религии, укоренившиеся в разных странах, не могут не выглядеть
по-разному. Однако это никому не дает оснований спорить друг
с другом, отстаивая превосходство своего способа поклонения
Богу. Такого рода споры порочны и разрушительны. Когда человек
приходит в место, где Богу поклоняются по-другому, чем он привык,
он должен думать: «Эти люди поклоняются моему Господу, но иначе.
Поскольку я привык поклоняться Ему по-другому, мне трудно приобщиться
к этой форме поклонения. Однако этот опыт поможет мне глубже
оценить ту форму поклонения, к которой я привык. Бог един. Нет
двух богов. Поэтому я возношу молитвы тому образу Господа, которому
поклоняются здесь, и молю Его, чтобы этот новый для меня облик
усилил во мне любовь к тому образу Господа, к которому я привык
обращаться». (7)
Те, кто не следуют этому совету, а вместо этого, предпочитают
осуждать способы поклонения Богу, принятые в других религиях,
проявляя ненависть, вражду, зависть или применяя к другим насилие,
- люди недостойные и глупые. Степень пристрастия человека к
бессмысленным спорам обратно пропорциональна степени его заинтересованности
в поисках Бога. -------------------------------------------------------------------------------------------------
1. Бхагавата Пурана, 7.6.25-26
2. Бхагавата Пурана, 7.1.30
3. Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 22.108, 22.109, 22.161,
Бхагавата Пурана, 3.25.28
4. Бхагавата Пурана, 11.14.3-8
5. Бхагавата Пурана, 11.3.26, Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила,
22.119
6. Бхагавата Пурана, 11.27.9, 11.27.11-12
7. Нароттам дас Тхакур, Према-бхакти-чандрика, 2.17