Сегодня,
2 ноября, на Говардхане по местному календарю бриджабаси отмечается
Говардхана пуджа. Хотя это и не соответствует вайшнавскому календарю
для Индии, согласно которому праздник должен быть завтра, преданные
из Бхактиведанта Ашрама на Говардхане устроили большой фестиваль
в честь лучшего из холмов (Гири-вара). В ашраме, где никогда
не закрывается занавес алтаря (что просто невозможно - прямо
напротив стоит Говардхан - попробуй Его закрой!) собралось несколько
сотен преданных со всего Вриндавана и около 20 учеников Шрилы
Прабхупады, включая Бхакти Чайтанйу Свами, Индрадйумну Свами,
Кешава Бхарати Госвами, Бхакти Вишрамба Мадхава Свами, Джайадвайту
Свами, Кадамба Канана Свами, Гопипаранадхану прабху, Дравиду
прабху. После приветствия Божеств - здесь это две огромные Говардхана-шилы
(Кришна-Баларама) и Шри Шри Гаура-Нитай - началась гуру-пуджа,
которая постепенно перешла в бурный киртан на крыше. Не менее
интересной была и лекция Гопипаранадханы прабху о Говардхана-лиле,
который живёт здесь уже более 15 лет и, несомненно, имеет сокровенные
отношения с этим удивительным Гирираджем, одновременно неотличным
от Господа Кришны и выступающим в роли лучшего из Его слуг,
совершенным образом служа Ему и Его дорогим преданным.
Служение Говардхана очень удовлетворяет Кришну. Гирирадж даёт
прекрасную чистую воду для питья, которая здесь редкость, и
благодаря которой на нём растёт очень сочная и вкусная трава
- коровы просто наслаждаются ей после обычной во Вриндаване
сухой и жесткой травы. По этой траве очень любят ходить Кришна,
Баларама и мальчики-пастушки. Множество прохладных пещер дают
здесь приют во время летнего зноя. Поэтому гопи, которые уж
точно разбираются в преданном служении, назвали Говардхан Харидаса-варйа
- лучшим из слуг. Но особенно удивительно роль Гирираджа как
слуги Кришны проявилась, когда Кришна поднял его - так как под
ним собрались все преданные Вриндавана одновременно, они могли
в течение целых семи дней непрерывно видеть Его и наслаждаться
своими отношениями с Господом. Гирирадж всегда старается действовать
так, чтобы доставить Кришне удовольствие, и это ему удаётся.
Поэтому Кришна, желая как-то отплатить Говардхану за его удивительное
служение, специально медитировал на то, чтобы провести эту лилу,
которая в Десятой Песни занимает целые четыре главы, что указывает
на её исключительную важность - из всех лил этой песни только
Дамодара-лила и Раса-лила также занимают четыре главы. Другой,
философский аспект этой игры, Гопипаранадхана прабху очень интересно
сравнил с Великой Октябрьской Социалистической революцией. Индра,
финансовый магнат, правил простыми жителями Враджи, собирая
с них налог в форме жертвоприношений и посылая им взамен необходимые
дожди. Кришна приходит, чтобы наказать гордящегося своим положением
Индру и говорит: "Долой жертвоприношения Индре! Мы зависим
не от него, а от коров и Говардхана, поэтому давайте поклонятся
им!". Индра посылает войска, стремясь любыми способами
подавить восстание и сохранить своё положение. Однако Кришна
из милости к своему преданному, попавшему под влияние этой отвратительной
гордости, ослепляющей человека и толкающего его на самые ужасные
поступки - вплоть до готовности убить других преданных - убивает
не его, что ему было бы не так уж трудно в одно мгновение сделать
тысячами способов, а его гордость, поднимая Говардхан и просто
защищая своих преданных. В конце концов Индра становится настолько
смиренным, что считает себя недостойным даже просить прощения
у Кришны за свой отвратительный поступок, и прибегает к помощи
Сурабхи - преданной, которая очень дорога Кришне. Итак, диктатор
Индра свергнут, Кршна признан как истинный царь Вриндавана -
революция удалась!
Эта лила очень важна для всех нас, так как учит тому, насколько
смиренным в отношениях с другими преданными мы должны быть,
чтобы быть принятыми Кришной. И Говардхан - наилучшее место
для тех, кто хочет избавиться от гордости, так как он видит
её проявления в сердце преданного и посылает трудности, заставляя
нас стать смиренным. И часто одного урока бывает мало - как
в случае с Индрой, который через 50 лет после этого вновь отказался
подчиниться приказу Кришны, когда Он попросил Индру дать дерево
париджата для Сатйабхамы. Формально Кришна - младший брат Индры,
правда, в другом воплощении в качестве Господа Ваманадевы (Упендра),
но Индра помнит об этом, считая себя старшим по отношению к
Нему, и потому в ответ на просьбу Кришны вначале согласился,
а потом сказал: "В действительности, я не могу нарушить
правила, установленные Господом Брахмой, согласно которым 5
видов растений не должны покидать Сваргалоку. Поэтому я не дам
тебе Париджату. Более того, ты слишком привязан к своей жене
и находишься под её каблуком, поэтому я, как старший брат, советую
тебе - одумайся, я просто хочу защитить тебя от ошибок!".
Конечно, потом была битва и Кришна забрал-таки париджату, но
всё равно это наглядный пример того, насколько глубоко гордость
засела в наших сердцах, и мы в этот день мы можем молиться ему
помочь избавиться от неё.
Кришна Сам установил, как мы должны поклоняться
Говардхану, и в этот день мы должны следовать этому. Во-первых,
надо поклонятся корове - накормить её, провести пуджу и затем
обойти вокруг неё. Потом надо устроить большой пир для Говардхана
- как можно больше разных блюд, в огромном количестве. В самой
лиле 5 квадратных километров Анакута-кшетры были уставлены приготовленными
бриджабаси разными блюдами для Гирираджа. Также необходимо обойти
вокруг Говардхана, причем, в отличие от многих, кто обходит
Его ради того, чтобы обрести богатство, пунью, решение материальных
проблем, мистические совершенства, желание заставить Радху-Кришну
явиться перед ним, мы должны просто стараться доставить Гирираджу
удовольствие.
Строго следуя этому процессу поклонения, процессия преданных
направилась в сад Бхактиведанта Ашрама, где провели поклонение
очень красивой белой корове по имени Сита и маленькому белому
телёнку. Им провели пуджу под звуки очень сладкого киртана,
накормили сладостями, сочной травой, фруктами, напоили водой,
обошли вокруг них. Затем процессия отправилась к подножию Говардхана,
где прошла абхишека - Гирираджа поливали молоком, йогуртом,
гхи, ароматной водой с лепестками туласи. Я тоже омыл Говардхан
от имени всех преданных Беларуси. Потом Гирираджу предложили
более сотни самых разных изысканных блюд - согласно списку,
приведенному в Источнике Вечного Наслаждения, и многое другое
- только знаменитых местных сладостей было около 50 видов! И
потом, как и в Говардхана-лиле, где Гирирадж вернул все подношения
бриджабаси, был огромный пир - накормили всех, кто так или иначе
оказался рядом с Бхактиведанта Ашрамом.
Что же касается бриджабаси, все празднуют Говардхана-пуджу
по-разному, в основном устраивая пир и совершая парикраму вокруг
Говардхана - в этот день по парикрама-маргу люди идут сплошным
потоком, очень трудно пробиться, если надо просто перейти улицу
или идти в обратном направлении. Почти все поют святые имена,
днём и ночью слышны взрывы петард и ракет - одним словом, это
фестиваль на несколько дней.
"Я поклоняюсь царю всех холмов,
холму Говардхан (источнику наслаждения для чувств, земли и коров).
Он является слугой Кришны и Сам Кришна. Он прекращает бесконечные
страдания и дарует высшее блаженство". (Према-бхакти расарнава).
"Из всех преданных, это холм Говардхан
- самый лучший! О подруги, этот холм даёт Кришне, Балараме и
Их коровам, телятам и мальчикам-пастушкам, всё необходимое -
воду для питья, очень мягкую траву, пещеры, фрукты, овощи и
цветы. Так он предлагает свое почтение Господу. Когда его касаются
лотосные стопы Кришны и Баларамы, холм Говардхан начинает счастливо
сиять". (Ш-бх. 10. 21. 18.).
Эти два стиха известны как пранава-мантра холму
Говардхану, их можно читать, поклоняясь Говардхану. Шри Говардхана-пуджа - 2005 маха-махотсава
ки! Джайа!