|
|
ПАПАМОЧАНИ ЭКАДАШИ
Юдхиштхира
Махараджа сказал: "О Всевышний Господь, я выслушал Твое объяснение
Амалаки экадаши. приходящего в светлую половину месяца Пхалгуна
(февраль-март), а теперь я хочу услышать об экадаши двух темных
недель месяца чайтра (март-апрель). Как он называется, о Господь,
и какие результаты достигаются его соблюдением?"
Верховная
личность Бога, Господь Шри Кришна, ответил: "О лучший из
царей, для всеобщего блага я с радостью опишу тебе славу этого
экадаши, который называется Папамочани. Историю этого экадаши
однажды поведал правителю Мандхате Ломаша Риши. Царь Мандхата
обратился к риши: "О Великий святой, для блага всех людей,
пожалуйста, скажи мне название экадаши, приходящего в темной половине
месяца чайтра, и объясни, как соблюдать его. Также, пожалуйста,
опиши благо, достигаемое соблюдением этого экадаши".
Ломаша
Риши ответил: "Экадаши. приходящее в темной половине месяца
чайтра. называется Папамочани экадаши. Он препятствует влиянию
на преданного, исполненного веры, духов и демонов. О лев среди
людей, этот экадаши также дарует восемь совершенств жизни, исполняет
все желания, очищает жизнь человека от последствий всех грехов
и утверждает его в добродетели. Теперь выслушай историю, об этом
экадаши и Читраратхе, предводителе гандхаров (небесных музыкантов).
Однажды весной Читра- ратха в обществе небесных танцовщиц пришел
в лес, бушующий многоцветием растений. Там к ним присоединились
другие гандхарвы и киннары, вместе с самим Господом Индрой, царем
небес, наслаждавшимся посещением леса. Каждый чувствовал, что
нет сада, лучше этого. Там было также много святых, совершающих
аскезу и покаяние. Особенно полубоги наслаждались посещением райского
сада в месяцы чайтра и вайшакха (апрель-май).
В
том лесу жил великий святой Медхави. и прелестные танцовщицы всегда
пытались обольстить его. В частности, одна прекрасная дева, Манджугхоша,
строила много планов, как привлечь великого Муни, но из великого
уважения к святому и страшась его силы, приобретенной за многие
и многие годы аскетизма, она не подходила к нему очень близко.
В двух милях от святого она поставила тент, и, играя на бубне,
стала петь очень сладко. Сам бог любви взволновался, увидев и
услышав ее чудесное пение и почувствовав аромат ее сандаловой
мази. Он вспомнил свой неудачный опыт с Господом Шивой и решил
взять реванш, соблазнив Медхави (1).
Пользуясь
бровями Манджугхоши, как луком, взглядом, как тетивой, глазами,
как стрелами, и грудью, как мишенью, бог любви приблизился к Медхави,
искушая его прервать транс и обеты. Другими словами, бог любви
воспользовался Манджугхошей как помощницей, и когда она увидела
могущественного и привлекательного молодого святого, ее тоже охватила
страсть. Видя его, красивого, обладающего большим разумом и ученостью,
сидящим в ашраме Чьяваны Риши, украшенным белым брахманическим
шнуром и священным посохом саньяси, Манджугхоша подошла к нему.
Она
стала соблазнительно петь, и маленький колокольчик на ее поясе
и вокруг щиколоток, а также браслеты издавали восхитительные музыкальные
звуки.
Манджугхоша
медленно подошла к Медхави; движения ее тела и нежные взгляды
привлекли его. Она грациозно положила бубен и обняла мудреца.
Ее руки были похожи на лианы, обвивающие могучее дерево. Очарованный
Медхави прервал медитацию и решил развлечься с нею - и тотчас
чистота сердца и ума покинула его. Перестав даже различать день
и ночь, он готов был идти за ней, чтобы развлекаться долгое, долгое
время (2).
Видя,
что святость молодого йога серьезно пошатнулась, Манджугхоша решила
покинуть его и вернуться домой. Она сказала: "О великий,
пожалуйста, разреши мне вернуться домой".
Медхави
ответил: "Но ты только что появилась, о прекрасная, пожалуйста,
останься со мной хотя бы до завтра".
Страшась
йогической силы мудреца. Манджугхоша оставалась с Медхави пятьдесят
семь лет, девять месяцев и три дня, но для Медхави все это время
показалось мгновением. Вновь она попросила его: "Пожалуйста,
разреши мне уйти".
Медхави
ответил: "Дорогая, выслушай меня. Останься со мной на ночь,
а завтра утром ты сможешь уйти; останься хотя бы до тех пор, пока
я не выполню свои утренние обязанности и не завершу воспевание
священной мантры Гаятри; пожалуйста, подожди этого". Манджугхоша
все еще боялась большой йогической силы святого, но она постаралась
улыбнуться и сказала: "Как долго ты будешь совершать свои
утренние гимны и ритуалы? Пожалуйста, будь милостив и подумай
о всем времени, проведенном со мной".
Святой
задумался о годах, когда он был с Манджугхошей, и молвил затем
в великом изумлении: "Да ведь я провел с тобой больше пятидесяти
семи лет?" Его глаза покраснели и стали метать молнии. Теперь
он смотрел на Манджугхошу как на олицетворенную смерть и разрушительницу
его духовной жизни. "Мошенница! Ты дотла сожгла все труднодостижимые
результаты моей аскезы". Дрожа от гнева, он проклял Манджугхошу:
"О жестокосердая, падшая грешница! Ты знаешь только грех!
Пусть тебя постигнет ужасная доля! О мошенница, я проклинаю тебя
стать злобной пишачьей!"
Проклятая
Медхави, Манджугхоша смиренно взмолилась: "О лучший из брахманов,
пожалуйста, смилостивись надо мной и сними проклятие! Говорится,
что общение с чистым преданным дает немедленные результаты, но
последствия его проклятия приходят только через семь дней. Я была
с тобой пятьдесят семь лет, о Господин, будь же милостив ко мне!"
Медхави
Муни ответил: "О кроткая, что я могу сделать7 Ты разрушила
все мои аскезы. НО даже хотя ты и совершила этот грех, я поведаю
тебе как освободиться от моего гнева. В темной половине месяца
чайтра есть всеблагой экадаши. устраняющий все грехи. Он называется
Папамочани, о красавица, и любой, постящийся в этот священный
день полностью освобождается от рождения в любом демоническом
облике".
С
этими словами святой перенесся в ашрам отца. Глядя на него, вошедшего
в жилище, Чьявана Муни сказал: "О сын, действуя незаконно,
ты растратил богатство своих обетов и аскез".
Медхави
спросил: "О отец, милостиво открой, как искупить отвратительный
грех, который я навлек на себя общением с танцовщицей Маджугхошей?"
Чьявана
Муни ответил: "Дорогой сын, ты можешь поститься в Папамочани
экадаши, который приходит в темную половину месяца чайтра. Он
уничтожает все грехи, как бы велики они ни были".
Медхави
последовал совету отца и постился в Папамочани экадаши. Таким
образом были разрушены все его грехи, и он вновь обрел свои заслуги.
Манджугхоша также соблюдала этот пост и освободилась от проклятия
быть пишачьей. вновь поднявшись в небесные сферы, она обрела свое
прежнее положение.
Ломаша
Риши продолжил: "Итак, о царь, великое благо поста в Папамочани
экадаши дает возможность соблюдающему его с верой и преданностью
полностью уничтожить все свои грехи".
Шри
Кришна заключил: "О царь Юдхиштхира, каждый читающий и слушающий
о Папамочани экадаши получит то же благо, что и от пожертввания
тысячи коров, а также устранит грех убийства брахмана, убийства
зародыша абортом, употребления опьяняющих напитков и осквернения
ложа гур. Таковы несчетные блага правильного соблюдения этого
священного дня Папамочани экадаши, который так дорог Мне и достоин
прославления".
Так
заканчивается повествование о славе Чайтра-Кришна экадаши, или
Папамочани экадаши, из Бхавишья-уттара Пураны.
Примечания
1.
После того, как Господь Шива потерял свою дорогую жену Сати на
жертвоприношении Праджапати Дакши, Шива полностью разрушил все
место жертвоприношения. Затем он вернул своего тестя Дакшу к жизни,
дав ему голову козла, и, в конце концов, погрузился в медитацию
на шестьдесят тысяч лет. Однако Господь Брахма послал Канадеву
(бога любви) прервать медитацию Шивы. Пользуясь своими стрелами
(звуком, вкусом, прикосновением, запахом и образом), Кама атаковал
Шиву, который вышел из своего транса. Он так разгневался за доставленное
беспокойство, что мгновенно испепелил Каму взглядом своего третьего
глаза.
2.
Общение с женщиной так сильно, что мужчина забывает время, энергию,
имущество и даже себя самого. Как сказано в Нити-шастре, "стрийя
чаритрам пурушасья бхабьям дайво виджанати кито манушьях - даже
полубоги не могут предсказать поведение женщины и не могут понять
будущее человека, предопределенное его судьбой".
Согласно
Ягьявалки Муни, "тот (брахмачари), кто стремится к духовной
жизни, должен оставить всякое общение с женщиной, в том числе
не должен думать о ней, видеть ее, говорить с ней в уединенном
месте, принимать служение от нее и иметь с ней сексуальное общение".
*
|