Движение сознания Кришны существует около 500 лет.
Оно зародилось в Бенгалии (Индия). Основателем его считается Шри Чайтанья
Махапрабху, признанный вайшнавскими духовными учителями Самим Богом,
низошедшим в материальный мир. Пророчества о Его приходе содержатся
в священных писаниях. Целью Господа Чайтаньи было дать грешникам простой
и верный способ достижения духовного совершенства — пение и повторение
святого имени Бога. Так Господь Чайтанья хотел восстановить древнюю
религию Вед. Веды — это изначальные священные писания человечества.
О происхождении Вед рассказывается в них самих. Они были поведаны Господом
Брахме, первому сотворенному существу, а тот передал их Нараде Муни,
своему сыну. Тысячелетиями Веды передавались изустно. Примерно пять
тысяч лет назад их записал святой подвижник Вьясадева (Вьяса). Он систематизировал
ту ведическую литературу, которая уже существовала, и добавил к ней
некоторые новые разделы.
Чтобы уберечь священную литературу от искажений, духовные
учителя прошлого, включая составителя Вед Вьясадеву, пользовались «парампарой»
— системой передачи знания «по цепочке». Так поддерживалась преемственность
духовной традиции. В настоящее время есть четыре авторитетных преемственности
(сампрадаи). К одной из них, а именно к Брахма-мадхва-гаудия-сампрадае,
относится современное Движение сознания Кришны. (К этой же сампрадае
принадлежал знаменитый философ Мадхвачарья (Мадхва).
Господь Чайтанья, основатель движения сознания Кришны,
учил философии святого имени, показывая пример подвижничества, святости
и глубокой любви к Богу. Его учениками и последователями были крупнейшие
индийские ученые XVI века — Рупа Госвами, Санатана Госвами. Джива Госвами,
Кришнадас Кавирадж и другие, оставившие после себя огромное богословское
наследие. В их книгах подробно описан путь к духовному совершенству.
Последователями Господа Чайтаньи были также знаменитый поэт Нароттам
дас Тхакур, богословы Вишванатха Чакраварти и Баладева Видьябхушана
(XVII - XVIII вв.). Первым проповедником, слово которого донеслось до
западного мира, был поэт и философ Бхактивинода Тхакур, впервые изложивший
учение Господа Чайтаньи на английском языке. Он предсказал, что в XX
веке движение сознания Кришны распространится по всему миру. Сын Бхактивиноды
Тхакура Бхактисиддханта Сарасвати, один из наиболее одаренных и образованных
людей своего времени, основал всеиндийское общество «Гаудия Матх» и
опубликовал произведения ведической литературы на большинстве языков
Индии.
Учеником Бхактисидханты Сарасвати стал Его Божественная
милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада (Шрила Прабхупада), основатель
и духовный учитель Международного общества сознания Кришны. Еще в молодости
Шрила Прабхупада получил от своего гуру указание проповедовать в странах
Запада. Исполнить это указание он смог только в возрасте семидесяти
лет. В 1965 году Шрила Прабхупада отправился в Америку и начал проповедь.
Хотя вначале Шрила Прабхупада не имел даже элементарных
средств к существованию, за последующие двенадцать лет ему удалось создать
международное движение практически во всех странах мира, издать около
шестидесяти томов книг (переводов ведической литературы и своих комментариев
к ней).
История движения в России
Летом 1971г. Шрила Прабхупада прибыл в Советский Союз
и несколько дней провел в Москве. Власти не разрешили ему познакомить
советскую общественность с учением Господа Чайтаньи. Однако после визита
Шрилы Прабхупады в Москве появился его первый ученик, который, идя на
риск, начал проповедовать. Вскоре, благодаря этой проповеди, ведической
философией стали интересоваться многие искренние люди в разных городах
Советского Союза.
В начале восьмидесятых годов начались преследования.
По обвинениям, которые впоследствии были признаны абсурдными даже представителями
правоохранительных органов, осудили десятки участников движения, многих
заключили в психиатрические больницы. Особенной жестокостью отличались
гонения в Москве и Ереване. Юношей и девушек, единственной виной которых
было их религиозное инакомыслие, подвергали изощренным пыткам и принудительному
«лечению» нейролептиками, морили голодом в карцерах за отказ есть мясную
пищу, избивали, подвергали всевозможным унижениям. В результате гонений
трое вайшнавов погибли, здоровье многих было подорвано. Дочь Премавати
деви даси, одной из участниц движения, родилась в следственном изоляторе
и скончалась в ИТК в возрасте одиннадцати месяцев. В конце 80-х годов
узники совести были постепенно выпущены из тюрем. Это произошло благодаря
активным действиям их духовных братьев, оставшихся на свободе, а также
вмешательству мировой общественности.
Хотя движение сознания Кришны появилось в нашей стране
относительно недавно, было бы ошибкой считать, что до этого в России
ничего не знали о Ведах. Древняя славянская культура была тесно связана
с ведической. Об этом свидетельствуют многие памятники устного народного
творчества. Что касается более позднего периода, то известно, что в
XVII — XIX вв. в Астрахани и некоторых других российских городах существовали
индийские общины, члены которых исповедовали индуизм и поклонялись Кришне.
Есть множество упоминаний об этом в трудах известных путешественников
— Гумбольдта, Палласа и др. В астраханской общине был храм Кришны, где
постоянно проходили богослужения. При храме жили монахи-санньяси, святые
странники и богословы, там хранили и переписывали священные книги.
В XVIII — XIX вв. в России существовал глубокий интерес
к ведической культуре и литературе. «Бхагавад-гита» была переведена
на русский язык еще в XVIII в. Огромное уважение к индийской духовности
и, в частности, к «Бхагавад-Гите» испытывали выдающиеся деятели русской
культуры —первый русский востоковед Г.С. Лебедев, первый директор Императорской
Публичной библиотеки А.Н. Оленин, Л.Н. Толстой и др.