Аджата шатру дас.
Один из первых преданных в Минске. Ученик Ниранджана свами.
Он оставил тело, но я не забыл его. Помню многие эпизоды. Помню его,
как санкиртанщика, как повара, как наставника. Помню невероятную выдерку
и скромность. Он старался полагаться на Кришну на самом деле. Это было
видно во время раздачи прасада. В то время, как иные могли просить добавки,
или заявлять о невнимательности, пропустившего их раздатчика, этот преданный
молчал. Если ему чего-то не хватало, он казалось, погружался в молитву.
И обычно, когда я замечал такое, то совесть мне не позволяла не поинтересоваться
им. Молча я приносил ему чай, или хлеб, на что он поднимал голову с
чирокой улыбкой и благодарил. Это ещё раз укрепляло его веру в слова
Кришны: "Предайся мне. Не бойся ничего." Я научился у него
этому. И часто, вместо того, чтобы заявлять свои права, я стал полагаться.
И действительно , происходили непостижимые перестановки энергий Господа,
чтобы я ничего не боялся.
На кухне стоял едкий дым от специй. Маленькая фигура Аджата шатру,
в шафрановом дхоти,
Виднелась возле плиты, на которой полным ходом шло приготовление масалы.
Я был в полном распоряжении этого повора и по ходу нарезки картошки,
он любил наставлять меня в бхакти.
Но когда приходило время собирать поднос для Божеств, происходило ностальгически
ценное мне действие. Он начинал собирать на поднос чашечки с блюдами.
Теперь то я понимаю, что раскладывание по чуть чуть в чашечки- это болезнь
суеты и не желания служить. А тогда Аджата шатру постоянно что-нибудь
придумывал, чтобы этот поднос выглядел по царски. Он так и говорил:
"Шри Шри Гаура Нитай - должны чувствовать себя принцами здесь."
Многие просто смеялись над его шедеврами, но по доброму, как смеются
над Мадхумангалом, потешным другом Кришны. Ведь на подносе он изящно
выкладывал, каждый раз по улыбающейся рожице из фруктов. Майтрейя прабху
в шутку возмущался, что это уже не вегетарианство, рожицы предлагать.
Но выдержке повара можно было только завидовать. Он был уверен, что
Божества этого хотят.
Это дневное богослужение было как всегда с Аждата шатру. Я проводил
пужду Божествам, а он в это время пел и громко хлопал в ладоши. "Самсара
даванала лидха лока+ Хлоп-хлоп-хлоп , хлоп-хлоп-хлоп. Траная карунья
гхана гханатвам+ " - иполнял бхакта. Он был слугой Божеств и мог
просто пойти отдыхать после служения на кухне, но он был слугой Божеств,
поэтому он пел. Ванде гурох шри чаранаравиндам+ Я внимательно предлагал
Шри Шри Гаура Нитай благовоние, лампадку, воду, платочек, цветок, опахало,
веер, но внезапно почувствовал, что голос певца стал проникновеннее
и я оторвался взглядом от Божеств и скользнул вниз, на изображения учителей.
"Почему эти личности достойны почитания, потому что дали мне милость
служить Кришне." -подумал я и начал предлагать им предложенное
от Божеств.
Моё сердце осветилось от того, что почтение преданным переросло почтение
Божествам. Я чувствовал особое настроение. Ясья прасадад бхагавад праса+
И тут голос Аджата шатру срывается и я слышу только хлопки. Оборачиваюсь,
а он стоит с закрытыми глазами, полными слёз и шатается от волнения
одному ему извесного. Подобное проявление чувств смывает с увидевшего
это грехи, подобно лавине. Всегда скромный и скрывающий свои чувства
преданный проявился, не в силах противиться экстазу. Я тоже почувствовал
себя на Вайкунтхе и с благодарностью продолжил своё поклонение, хотя
мне хотелось прыгать от восторга. Успокоившись, он продолжил петь Харе
Кришна.
Я помню его , как читающего раньше всех мантру. Я помню его, как лектора.
Я помню его, как обретшего иную организацию, но не утратившего то же
настроение служения. Как он мог не чувствовать себя бесполезнее соломы,
и оставаться в гуще проповеди . Его приютил Гаудиа матх. И через некоторое
время я узнал, что он оставил своё тело в больнице.
Последний раз мы виделись летом 1996 года, когда были на фестивале Падаятры
в Москве.
История Шанты пр.