ПАДАЯТРА

Путешествие с Господом Чайтаньей


Ноябрь 1985 г.

   Руководитель падаятры объясняет, что такое путешествие по Индии является прямой дорогой к милости Господа Чайтаньи.


 

   В 1976 году Шрила Прабхупада попросил меня организовать группу, которая путешествовала бы на воловьей упряжке по городам и деревням Индии и проводила киртаны (совместное пение Харе Кришна). Программа получилась успешной, и Шрила Прабхупада был очень доволен. А в 1977 году он сам выразил трансцендентное желание проехать в повозке, запряжённой буйволами, вокруг Вриндавана, а потом и по всей Индии. В то время Шрила Прабхупада был очень болен, и служившие ему преданные понимали, что его хрупкое тело не выдержит этих неровных дорог. В конечном счёте желание Его Божественной Милости осталось неисполненным.
   Приближалось 500-летие со дня явления Господа Чайтаньи, и Джаяпатака Свами предложил совершить путешествие по пути, которым в Индии прошёл Господь Чайтанья. Свами знал, что у меня есть большой опыт в путешествиях по деревням, и потому написал мне о своей идее. Позднее план падаятры по местам, которые посетил Господь Чайтанья 500 лет назад, был одобрен руководством ИСККОН. Я считаю, что это был идеальный способ отметить 500 лет со дня рождения Господа Чайтаньи.

Цели и стремления

   Основная цель падаятры – доставить удовольствие Господу Чайтанье, прославляя Его. Господь Чайтанья – это Сам Кришна в облике своего преданного, и писания содержат множество доказательств тому, но даже в Индии многие до сих пор не знают этого; они считают Господа Чайтанью просто великим святым. Падаятра исправляет эту ошибку, доказывая, что Господь Чайтанья – Верховная Личность Бога.
   К тому же мы стремимся показать, что Шрила Прабхупада является особым представителем Господа Чайтаньи, так как благодаря именно ему исполнилось предсказание Господа Чайтаньи о том, что святые имена Кришны будут воспевать по всему миру – в каждом городе и деревне.
   В падаятре принимают участие преданные со всех концов мира. Они путешествуют по сельской местности, и люди, видя преданных из многих стран, понимают, что преданных на самом деле больше, чем в их родной стране. Так они получают возможность понять величие Шрилы Прабхупады. Кроме того, когда индийцы видят иностранцев, серьёзно и искренне принявших сознание Кришны, к ним возвращается вера и пробуждается интерес к родной культуре и религии. Культура Индии – самая богатая и древняя в мире, но современные индийцы, привлечены иллюзорным блеском западной культуры, в основе которой лежит невежественное представление о теле как об истинном «я» живого существа. Падаятра позволяет им по-новому взглянуть на своё культурное наследие.
   На индийцев большое впечатление производит количество западных преданных Кришны, которые с радостью служат Ему, поскольку индийцы понимают, что эти мужчины и женщины с Запада оставили то самое общество, которому Индия так старается подражать. К тому же мы распространяем тысячи книг, проливающих свет на истинное понимание духовных традиций Индии. Читая книги, многие люди впервые получают возможность по-настоящему оценить смысл писаний – беспримесную преданность Кришне, Верховной Личности Бога. И это вдохновляет их повторять Харе Кришна, чтобы изменить свою жизнь к лучшему.
   Ещё одним результатом наших действий является усиление интеграции народов Индии. Когда в центре жизни стоит Бог, тогда нация объединяется. В противном же случае преобладают эгоизм и материализм, а материалисты не способны долго жить в мире. В свою очередь, сознание Кришны учит человека быть бескорыстным и жертвовать личными интересами ради общего целого. Лишь поставив Кришну в центр, можно избавиться от стремления занять это место самому. Падаятра, в которой участвуют люди со всего мира, является примером этого принципа в миниатюре.

Оправдаются ли затраченные усилия?

   С начала нашего путешествия 2 сентября прошлого года мы прошли уже почти 3000 км, и повсюду отзывы людей были потрясающе благожелательными, превзошли все наши ожидания. Миллионы людей увидели нас. Тысячи людей ежедневно получали возможность осознать божественность Господа Чайтаньи Махапрабху. Вместе с Его преданными они вдохновлялись регулярно повторять мантру Харе Кришна, величайшую молитву о спасении в этот век раздоров.
   Как-то раз, когда мы уезжали из одной деревни, ко мне подошёл человек, который побывал на нашей программе накануне вечером. Его это так вдохновило, что, придя домой он начал читать «Бхагавад-гиту как она есть» Шрилы Прабхупады и перед тем, как лечь спать, прочитал пять кругов Харе Кришна. Он сказал, что дал обет делать это ежедневно. Такой результат мы приписывали совершенству падаятры.
   Падаятра к тому же избавляет сельских жителей от ложных представлений о Международном обществе сознания Кришны (ИСККОН), поскольку они получают информацию из первых рук. К примеру, некоторые утверждают, что ИСККОН является организацией для богатых городских жителей. Но когда они видят преданных, идущих по сельским дорогам и довольствующихся жильём и пищей, которые предлагают им крестьяне, видят как усердно трудятся преданные, распространяя сознание Кришны, тогда люди понимают, что преданные искренне действуют во благо всех.
   Другой пример : некоторые считают, что члены ИСККОН – ленивые хиппи. Но, видя, что преданные счастливы, следуя четырём принципам – отказываясь от мяса, одурманивающих веществ, незаконных половых связей и азартных игр, и что, путешествуя они всегда повторяют святые имена Кришны, люди понимают, насколько это серьёзное Движение. Таким образом, падаятра создаёт для ИСККОН хорошую репутацию.

Благоприятные последствия

   Многие министры, члены парламента, мэры, религиозные деятели и ученые принимали у себя преданных, участников падаятры и хорошо отзывались о них. Так что эта программа успешна во многих отношениях. Шрила Прабхупада был бы очень доволен нами, а это для нас очень важно. Преданным, родившимся в Индии, легче принимать участие в падаятре, чем иностранцам. Иногда устанавливается жара, к которой они не привыкли. В сельской местности нет удобств, привычных для городских жителей. Часто естественные потребности приходится отправлять прямо в поле, где нет возможности как следует уединиться. Бывает, что в какой-нибудь деревне нас поселяют со всеми удобствами, но, как правило, выделяют одно большое помещение, где вся группа ночует вместе. На самом деле это очень полезно, так как учит отречению, терпению и смирению. Сознание Кришны не подразумевает лёгкой жизни, и преданные благодарны за то очищение и прогресс в сознании Кришны, которые они получают от падаятры.

Большой труд

   Очевидно, что нелегко заботиться о группе из ста преданных, пяти волов, верблюда и слона. Но гостеприимство в деревнях просто замечательное, и благодаря ему мы продолжаем падаятру. В индийской культуре человека обучают принимать гостей – особенно садху – как будто Сам Бог пришёл в ваш дом. Конечно, многое меняется, но гостеприимство все еще сохранилось в индийских деревнях. Мы посылаем группу преданных вперёд, и они, придя в деревню, сообщают о приближении падаятры и о том, какое жилье нам понадобится. Слухи быстро распространяются, и для нас подготавливают жилье в школе или в большом храме. Всегда поблизости находится река или колодец, так что есть, где пастирать одежду и омыться. Иногда мы оставливаемся в дхарма-шалах, специальных общежитиях для нищих садху и паломников.
   Деревенские жители снабжают нас также необходимыми вещами. В Раджкоте (Гуджарат) нам пожертвовали сто пятьдесят пар обуви. Прошлой зимой несколько постоянных членов ИСККОН прислали нам одеяла и свитера. Один из них лично приехал встречать преданных, чтобы раздать им теплую одежду. Некоторые храмы ИСККОН в Индии регулярно жертвуют деньги или бесплатные книги для распространения. Помощь в той или иной форме продолжает поступать по милости преданных, сельских жителей и других.

Самая длинная падаятра в истории

   Это была самая первая падаятра, организованная ИСККОН. В «Times of India», самой популярной в стране ежедневной газете, её описали как «маха-падаятру», самую длинную за всю историю падаятру, в которой учавствовали люди со всего мира. Эта падаятра была уникальной по многим причинам, хотя падаятры – типичное явление в Индии. Люди часто посещают святые места по экономическим и духовным причинам, в одиночку или группами. Иногда они неделями идут пешком, и это не считается чем-то необычным.
   Хотя истинная цель падаятры – предоставить человеку возможность духовно прогрессировать, политики иногда используют её в своих целях. Возможно, самой знаменитой падаятрой в двадцатом веке явилось 241-мильное путешествие Ганди в 1930 году в знак протеста против принятого англичанами «Соляного закона». Не так давно еще один политик предпринял подобную попытку – пройти от Канья-кумари, самого юхного уголка Индии, до Нью-Дели, но так и не завоевал популярности, к которой стремился.
   Благодаря достигнутому в Индии успеху, ИСККОН уже организовал две падаятры за её пределами: на Маврикии и в Бразилии. В начале этого года один преданный из Гейновилля (Флорида) сказал мне, что хочет, чтобы я начал падаятру в Соединенных Штатах. Когда я быд в Америке два года назад, преданные в Вашингтоне организовали группу санкиртаны на быках, что привлекло внимание прессы. Преданные с фермы Гита-нагари (Пенсильвания) иногда в деревнях и городах раздают прасад с повозки, запряженной быками, Поэтому я полагаю, что подобные программы могут успешно развиваться и в других частях света.

Падаятра до 1996 года

   Тамал Кришна Госвами убеждал меня, что падаятры не должны прекращаться после фестиваля 1986 года. Я полностью с ним согласен. Они являются наилучшим методом для утверждения сознания Кришны в Индии. После ежегодного фестиваля в Майяпуре в 1986 году в мои планы входило продолжить движение дальше на северо-запад, вплоть до самого Вриндавана. По пути мы пересекали бы Гаю, Бенарес, Айодхью, Аллахабад, лес Наймишаранью, старый Дели и, наконец, попали бы во Вриндаван. Замысел состоял в том, чтобы оказаться во Вриндаване к ноябрю 1986 года, когда будет отмечаться день ухода Шрилы Прабхупады.
   Оттуда мы начнем десятилетнюю падаятру, которая вернется во Вриндаван в 1996 году к празднованию столетия со дня рождения Шрилы Прабхупады. Таким образом преданные, не имеющие возможности учавствовать в падаятре сейчас, смогут сделать это в будущем. Если мои духовные братья одобрят этот план и окажут необходимую поддержку, его несложно будет осуществить. Успех плана в значительной степени зависит от понимания руководителями общества огромного потенциала этой программы для распространения сознания Кришны. Самый лучший способ понять это – принять участие в падаятре и напрямую ощутить ей проповедническое и очищающее могущество.

К оглавлению

На главную страницу

Hosted by uCoz