ПАДАЯТРА
Путешествие с Господом Чайтаньей
Ноябрь 1985 г.
Руководитель падаятры объясняет, что такое путешествие
по Индии является прямой дорогой к милости Господа Чайтаньи.
В 1976 году Шрила Прабхупада попросил меня
организовать группу, которая путешествовала бы на воловьей упряжке по
городам и деревням Индии и проводила киртаны (совместное пение Харе Кришна).
Программа получилась успешной, и Шрила Прабхупада был очень доволен. А
в 1977 году он сам выразил трансцендентное желание проехать в повозке,
запряжённой буйволами, вокруг Вриндавана, а потом и по всей Индии. В то
время Шрила Прабхупада был очень болен, и служившие ему преданные понимали,
что его хрупкое тело не выдержит этих неровных дорог. В конечном счёте
желание Его Божественной Милости осталось неисполненным.
Приближалось 500-летие со дня явления Господа Чайтаньи, и Джаяпатака Свами
предложил совершить путешествие по пути, которым в Индии прошёл Господь
Чайтанья. Свами знал, что у меня есть большой опыт в путешествиях по деревням,
и потому написал мне о своей идее. Позднее план падаятры по местам, которые
посетил Господь Чайтанья 500 лет назад, был одобрен руководством ИСККОН.
Я считаю, что это был идеальный способ отметить 500 лет со дня рождения
Господа Чайтаньи.
Цели и стремления
Основная цель падаятры – доставить удовольствие Господу
Чайтанье, прославляя Его. Господь Чайтанья – это Сам Кришна в облике своего
преданного, и писания содержат множество доказательств тому, но даже в
Индии многие до сих пор не знают этого; они считают Господа Чайтанью просто
великим святым. Падаятра исправляет эту ошибку, доказывая, что Господь
Чайтанья – Верховная Личность Бога.
К тому же мы стремимся показать, что Шрила Прабхупада является особым
представителем Господа Чайтаньи, так как благодаря именно ему исполнилось
предсказание Господа Чайтаньи о том, что святые имена Кришны будут воспевать
по всему миру – в каждом городе и деревне.
В падаятре принимают участие преданные со всех концов мира. Они путешествуют
по сельской местности, и люди, видя преданных из многих стран, понимают,
что преданных на самом деле больше, чем в их родной стране. Так они получают
возможность понять величие Шрилы Прабхупады. Кроме того, когда индийцы
видят иностранцев, серьёзно и искренне принявших сознание Кришны, к ним
возвращается вера и пробуждается интерес к родной культуре и религии.
Культура Индии – самая богатая и древняя в мире, но современные индийцы,
привлечены иллюзорным блеском западной культуры, в основе которой лежит
невежественное представление о теле как об истинном «я» живого существа.
Падаятра позволяет им по-новому взглянуть на своё культурное наследие.
На индийцев большое впечатление производит количество западных преданных
Кришны, которые с радостью служат Ему, поскольку индийцы понимают, что
эти мужчины и женщины с Запада оставили то самое общество, которому Индия
так старается подражать. К тому же мы распространяем тысячи книг, проливающих
свет на истинное понимание духовных традиций Индии. Читая книги, многие
люди впервые получают возможность по-настоящему оценить смысл писаний
– беспримесную преданность Кришне, Верховной Личности Бога. И это вдохновляет
их повторять Харе Кришна, чтобы изменить свою жизнь к лучшему.
Ещё одним результатом наших действий является усиление интеграции народов
Индии. Когда в центре жизни стоит Бог, тогда нация объединяется. В противном
же случае преобладают эгоизм и материализм, а материалисты не способны
долго жить в мире. В свою очередь, сознание Кришны учит человека быть
бескорыстным и жертвовать личными интересами ради общего целого. Лишь
поставив Кришну в центр, можно избавиться от стремления занять это место
самому. Падаятра, в которой участвуют люди со всего мира, является примером
этого принципа в миниатюре.
Оправдаются ли затраченные усилия?
С начала нашего путешествия 2 сентября прошлого года
мы прошли уже почти 3000 км, и повсюду отзывы людей были потрясающе благожелательными,
превзошли все наши ожидания. Миллионы людей увидели нас. Тысячи людей
ежедневно получали возможность осознать божественность Господа Чайтаньи
Махапрабху. Вместе с Его преданными они вдохновлялись регулярно повторять
мантру Харе Кришна, величайшую молитву о спасении в этот век раздоров.
Как-то раз, когда мы уезжали из одной деревни, ко мне подошёл человек,
который побывал на нашей программе накануне вечером. Его это так вдохновило,
что, придя домой он начал читать «Бхагавад-гиту как она есть» Шрилы Прабхупады
и перед тем, как лечь спать, прочитал пять кругов Харе Кришна. Он сказал,
что дал обет делать это ежедневно. Такой результат мы приписывали совершенству
падаятры.
Падаятра к тому же избавляет сельских жителей от ложных представлений
о Международном обществе сознания Кришны (ИСККОН), поскольку они получают
информацию из первых рук. К примеру, некоторые утверждают, что ИСККОН
является организацией для богатых городских жителей. Но когда они видят
преданных, идущих по сельским дорогам и довольствующихся жильём и пищей,
которые предлагают им крестьяне, видят как усердно трудятся преданные,
распространяя сознание Кришны, тогда люди понимают, что преданные искренне
действуют во благо всех.
Другой пример : некоторые считают, что члены ИСККОН – ленивые хиппи. Но,
видя, что преданные счастливы, следуя четырём принципам – отказываясь
от мяса, одурманивающих веществ, незаконных половых связей и азартных
игр, и что, путешествуя они всегда повторяют святые имена Кришны, люди
понимают, насколько это серьёзное Движение. Таким образом, падаятра создаёт
для ИСККОН хорошую репутацию.
Благоприятные последствия
Многие министры, члены парламента, мэры, религиозные
деятели и ученые принимали у себя преданных, участников падаятры и хорошо
отзывались о них. Так что эта программа успешна во многих отношениях.
Шрила Прабхупада был бы очень доволен нами, а это для нас очень важно.
Преданным, родившимся в Индии, легче принимать участие в падаятре, чем
иностранцам. Иногда устанавливается жара, к которой они не привыкли. В
сельской местности нет удобств, привычных для городских жителей. Часто
естественные потребности приходится отправлять прямо в поле, где нет возможности
как следует уединиться. Бывает, что в какой-нибудь деревне нас поселяют
со всеми удобствами, но, как правило, выделяют одно большое помещение,
где вся группа ночует вместе. На самом деле это очень полезно, так как
учит отречению, терпению и смирению. Сознание Кришны не подразумевает
лёгкой жизни, и преданные благодарны за то очищение и прогресс в сознании
Кришны, которые они получают от падаятры.
Большой труд
Очевидно, что нелегко заботиться о группе из ста преданных,
пяти волов, верблюда и слона. Но гостеприимство в деревнях просто замечательное,
и благодаря ему мы продолжаем падаятру. В индийской культуре человека
обучают принимать гостей – особенно садху – как будто Сам Бог пришёл в
ваш дом. Конечно, многое меняется, но гостеприимство все еще сохранилось
в индийских деревнях. Мы посылаем группу преданных вперёд, и они, придя
в деревню, сообщают о приближении падаятры и о том, какое жилье нам понадобится.
Слухи быстро распространяются, и для нас подготавливают жилье в школе
или в большом храме. Всегда поблизости находится река или колодец, так
что есть, где пастирать одежду и омыться. Иногда мы оставливаемся в дхарма-шалах,
специальных общежитиях для нищих садху и паломников.
Деревенские жители снабжают нас также необходимыми вещами. В Раджкоте
(Гуджарат) нам пожертвовали сто пятьдесят пар обуви. Прошлой зимой несколько
постоянных членов ИСККОН прислали нам одеяла и свитера. Один из них лично
приехал встречать преданных, чтобы раздать им теплую одежду. Некоторые
храмы ИСККОН в Индии регулярно жертвуют деньги или бесплатные книги для
распространения. Помощь в той или иной форме продолжает поступать по милости
преданных, сельских жителей и других.
Самая длинная падаятра в истории
Это была самая первая падаятра, организованная ИСККОН.
В «Times of India», самой популярной в стране ежедневной газете, её описали
как «маха-падаятру», самую длинную за всю историю падаятру, в которой
учавствовали люди со всего мира. Эта падаятра была уникальной по многим
причинам, хотя падаятры – типичное явление в Индии. Люди часто посещают
святые места по экономическим и духовным причинам, в одиночку или группами.
Иногда они неделями идут пешком, и это не считается чем-то необычным.
Хотя истинная цель падаятры – предоставить человеку возможность духовно
прогрессировать, политики иногда используют её в своих целях. Возможно,
самой знаменитой падаятрой в двадцатом веке явилось 241-мильное путешествие
Ганди в 1930 году в знак протеста против принятого англичанами «Соляного
закона». Не так давно еще один политик предпринял подобную попытку – пройти
от Канья-кумари, самого юхного уголка Индии, до Нью-Дели, но так и не
завоевал популярности, к которой стремился.
Благодаря достигнутому в Индии успеху, ИСККОН уже организовал две падаятры
за её пределами: на Маврикии и в Бразилии. В начале этого года один преданный
из Гейновилля (Флорида) сказал мне, что хочет, чтобы я начал падаятру
в Соединенных Штатах. Когда я быд в Америке два года назад, преданные
в Вашингтоне организовали группу санкиртаны на быках, что привлекло внимание
прессы. Преданные с фермы Гита-нагари (Пенсильвания) иногда в деревнях
и городах раздают прасад с повозки, запряженной быками, Поэтому я полагаю,
что подобные программы могут успешно развиваться и в других частях света.
Падаятра до 1996 года
Тамал Кришна Госвами убеждал меня, что падаятры не должны
прекращаться после фестиваля 1986 года. Я полностью с ним согласен. Они
являются наилучшим методом для утверждения сознания Кришны в Индии. После
ежегодного фестиваля в Майяпуре в 1986 году в мои планы входило продолжить
движение дальше на северо-запад, вплоть до самого Вриндавана. По пути
мы пересекали бы Гаю, Бенарес, Айодхью, Аллахабад, лес Наймишаранью, старый
Дели и, наконец, попали бы во Вриндаван. Замысел состоял в том, чтобы
оказаться во Вриндаване к ноябрю 1986 года, когда будет отмечаться день
ухода Шрилы Прабхупады.
Оттуда мы начнем десятилетнюю падаятру, которая вернется во Вриндаван
в 1996 году к празднованию столетия со дня рождения Шрилы Прабхупады.
Таким образом преданные, не имеющие возможности учавствовать в падаятре
сейчас, смогут сделать это в будущем. Если мои духовные братья одобрят
этот план и окажут необходимую поддержку, его несложно будет осуществить.
Успех плана в значительной степени зависит от понимания руководителями
общества огромного потенциала этой программы для распространения сознания
Кришны. Самый лучший способ понять это – принять участие в падаятре и
напрямую ощутить ей проповедническое и очищающее могущество.
|