Как я пришёл в
сознание Кришны
Сентябрь 1983 г
Незримая милостивая рука Господа Кришны помогает
молодому и решительному студенту стать одним из первых учеников Шрилы
Прабхупады в Индии.
Родился я в Араваде, небольшом селении
в штате Махараштра (Индия), как две капли воды похожем на все остальные
семьсот тысяч деревень Индии. По окончании школы родители послали меня
в Бомбей изучать химию в колледже, но закончить его мне так и не довелось.
В конце марта семьдесят первого года произошло событие, помешавшее исполнению
планов моих родителей. Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами
Прабхупада впервые путешествовал по Индии с западными учениками. Они приехали
в Бомбей незадолго до меня и собирались открыть пандал (духовный фестиваль)
на Кросс Майдан.
Преданные широко рекламировали пандал, помещая объявления
в газетах и развешивая афиши по всему городу. В них говорилось, что ученики
Шрилы Прабхупады – это американские, канадские, европейские, африканские
и японские садху (святые). Ничего подобного прежде не было; считалось,
что только индиец может стать садху. Иначе и быть не могло. Но в объявлениях
говорилось о садху со всего мира. Для жителей Бомбея это было большой
новостью, которая пленила и меня.
Заинтригованный, я отправился на фестиваль «Харе Кришна»
и убедился, как замечательно он был организован. Сильнее всего меня привлекали
садху из «Харе Кришна».Мне понравилось всё, что они делали: как пели,
танцевали, ходили и говорили. Почти каждый вечер я приходил в пандал –
просто посмотреть и послушать. Я знал английский, но не мог свободно общаться,
поэтому не решался заговорить с ними. У меня было немного денег, и я купил
несколько журналов и брошюр.
Каждый вечер Шрила Прабхупада читал лекции, объясняя
различные аспекты сознания Кришны. Но одно высказывание произвело на меня
наибольшее впечатление. Он объяснил, что, служа Кришне, человек в то же
самое время служит всему миру и всем людям. Шрила Прабхупада привёл аналогию
дерева и его корней. Поливая корни дерева, человек одновременно снабжает
водой и его листья, ветви, плоды и цветы. Эти простые слова поразили меня,
и я стал последователем Шрилы Прабхупады и участником Движения сознания
Кришны.
Шрила Прабхупада указал мне, как добиться своей цели.
«Вот мой шанс», подумал я. Я всегда хотел служить другим и потому подумывал
стать то инженером, то врачом, то адвокатом. Размышляя о будущем, я всегда
думал о том, как я смогу служить другим. Но, хотя я много лет только и
думал о служении людям, я не знал, с чего начать и что делать.Теперь же
Шрила Прабхупада показал мне простой путь служения всему мирозданию –
служить Господу, источнику всего сущего. Я был просто очарован этой идеей.
Спустя одиннадцать дней фестиваль «Харе Кришна» завершился,
и жизнь вернулась в обычное русло.
Я продолжал учиться в колледже. Я снимал комнату вместе со своими знакомыми
из моего селения, которых мои родители попросили приглядывать за мной.
Несколько лет назад я уже бросал учёбу, мечтая поселиться в ашраме неподалёку
от родного села. Это мне почти удалось, но незримая милостивая рука Господа
водворила меня домой, чтобы позднее я смог встретиться со Шрилой Прабхупадой.
После этого случая родители, опасаясь, что история может
повториться и я опять убегу из дома, попросили друзей присматривать за
мной. Но что они могли сделать? Почти каждый вечер я ходил в пандал «Харе
Кришна», и никто не замечал этого. В толстых учебниках по химии я прятал
журналы и брошюры «Харе Кришна» и часами напролет читал их. Соседи же
по комнате поражались, как серьёзно я изучаю химию. Им было невдомёк,
что я вместо того, чтобы сосредоточиться на решении химических задач,
пытался найти универсальную формулу для решения проблем бытия.
Каждый раз, когда мои соседи куда-нибудь уходили, я запирал
дверь и, воздевая руки, пел Харе Кришна и танцевал, пока не достигал полного
удовлетворения. Во время фестиваля я видел , как преданные поют и танцуют,
и пытался подражать им. Так, втайне, я начал следовать процессу сознания
Кришны: пел, танцевал и раз за разом перечитывал книги, которые у меня
были.
Я знал, что преданные «Харе Кришна» живут где-то в Бомбее,
но после окончания фестиваля они растворились в этом большом городе, и
я утратил возможность общаться с ними.
Прошел год.
И вот, в мае 1972 года ИСККОН организовал еще один фестиваль, на этот
раз в Джуху Бич. За прошедший год преданные купили немного земли в Джуху,
и фестиваль должен был состояться именно там. В газетах появились объявления,
и по беспричинной милости Господа я тоже узнал об этом. Я давно ждал таких
известий и очень им обрадовался.
Разумеется, я начал посещать программы. Приходил я задолго до начала,
брал у преданных книги и читал. Когда начиналось пение, я с радостью присоединялся
к киртану. Преданные с Запада в индийских дхоти и куртах и индийские студенты
в импортных брюках и рубашках танцевали вместе.
Если во время прасада я оказывался где-нибудь поблизости, преданные приглашали
меня пообедать с ними. Я с удовольствием соглашался, поскольку мне очень
хотелось больше узнать о них. Все они были замечательными преданными.
Более того, все они были иностранцами, и это разжигало мой интерес.
Через несколько дней после завершения фестиваля в Джуху я написал заявление
с просьбой принять меня в ИСККОН. Я решил стать преданным и считал, что
вступить с какую-то организацию можно, только написав заявление. ИСККОН
был международным обществом, и я думал, что всё нужно делать официально.
Я написал, что согласен следовать четырём регулирующим принципам: не есть
мяса, не употреблять одурманивающих веществ, не иметь запрещённых половых
связей и не играть в азартные игры. Я также упомянул, что мне нравятся
«сияющие арати», «экстатичные киртаны» и «роскошный прасад». Все эти выражения
были заимствованы мной из рекламной брошюры. Я обратился в одну организацию,
где мне напечатали заявление не машинке, и отправил его на имя президента
ИСККОН в Бомбее.
Затем я поехал в ашрам «Харе Кришна» в Джуху и узнал, как зовут президента.
Его звали Гирираджа Дас, и встретиться с ним оказалось довольно просто.
Прочитав моё письмо-заявление, он тут же выразил своё согласие и обнял
меня. Кроме того, он пригласил меня пойти с ним, чтобы представить всем
жителям ашрама как нового преданного.
Я быстро привык к жизни в ашраме. Несмотря на то, что почти всё и следовал
с удовольствием. Большинство преданных были иностранцами, и, тем не менее,
я чувствовал себя как дома. Я был готов посвятить сознанию Кришны всю
свою жизнь.
Быстро пролетела неделя, и ко мне в ашрам приехал старший брат вместе
с одним из бывших моих соседей по комнате. Среди вещей, оставленных мною
в общежитии, они нашли приглашение с адресом храма в Джуху. Так они узнали,
где я нахожусь, и не удивились, поняв, что я стал преданным, поскольку
давно уже с опасением ожидали от меня чего-то подобного.
Брат просил, чтобы я навестил родителей, в особенности маму; он уверял,
что, если я не сделаю этого, она может умереть. Он говорил, что никто
не будет возражать против моего возвращения в ашрам. Я всегда с уважением
относился к брату, а он почти умолял меня наведаться домой, говоря, что
это дело жизни и смерти для нашей любящей матери и что вскоре я смогу
вернуться к преданным. В конце концов я попросил разрешение у Гирираджи
Прабху и поехал домой, одетый в дхоти и курту.
Приехав в родную деревню, я обнаружил, что людям не нравится то, каким
я стал. Ведь раньше я был таким «хорошим парнем», а теперь со мной что-то
случилось: я ношу дхоти и курту, повторяю Харе Кришна и стараюсь не общаться
с непреданными. Всё это казалось им странным и ненормальным.
Отец попросил меня не носить новую одежду и не ставить тилак, хотя сам
носил похожую одежду и иногда ставил тилак. Он покланялся Господу Виттхале,
образу Господа Вишну, или Кришны, а преданные Господа Виттхалы ставят
тилак, очень похожий на тилак преданных «Харе Кришна». По особым случаям
он наносил тилак, но не хотел, чтобы я делал то же самое, опасаясь осуждения
со стороны окружающих. (Если такова реакция индийских родителей, я с трудом
могу представить себе реакцию родителей преданных в других странах.)
Родственники всеми средствами пытались убедить меня не возвращаться к
преданным «Харе Кришна». Они даже обращались к астрологам, чтобы найти
средство «исцелить» меня или хотя бы узнать, как долго я буду вести такой
«странный образ жизни». Они были крайне обеспокоены.
Уже прошло больше недели, но никто и не заикался о моём возвращении к
преданным, хотя мы с братом в самом начале договорились об этом. Родители
твердили мне, что еще какой-то родственник должен навестить нас, и будет
невежливо, если я уеду раньше. Они подговаривали родственников, чтобы
те убедили меня не общаться с «этими садху». Но, несмотря на все усилия
родителей, я был решительно настроен вернуться к преданным.
Как-то раз я увидел, что моя сестра проливает слезы. Когда её спросили,
что случилось, она ответила: «Только посмотрите: все ребята у нас дома
играют в карты, а мой брат Рагхунатха сидит в стороне». По этой причине
она плакала. Ей было печально видеть, что я не играю в карты с другими
парнями, а повторяю на четках святые имена Бога.
Когда родители поняли, что я не откажусь от нового образа жизни, они разрешили
мне жить дальше как садху, но при условии, что я поселюсь в нашей деревне.
Они даже пообещали построить небольшой храм, чтобы я мог служить в нем
Богу. Однако я отверг это предложение, потому что хотел общаться с преданными,
которые практикуют сознание Кришны. Я не хотел становиться еще одним лжесадху.
Индия и так была переполнена ими. Я хотел служить Кришне в Движении «Харе
Кришна». Шрила Прабхупада уже обозначил мой путь. Он указал мне цель жизни,
и я полностью, раз и навсегда преисполнился ею.
Я отдал всего себя Шриле Прабхупаде и Господу Кришне. В конце концов,
мои родители смирились с неизбежным. Месяц спустя я вернулся в Бомбей
и вновь поселился в ашраме. Поскольку я слишком долго пробыл в своей деревне,
я не знал, как Гирираджа Прабху и другие преданные отнесутся к моему возвращению.
Однако, к моему удивлению, они очень обрадовались, что я вернулся. По
своему опыту они знали, что многие индийские преданные, приходя, уходили
обещая скоро вернуться, но едва ли кто-то из них возвращался. Поэтому
преданные были удивлены и радовались мне. По беспричинной милости моего
духовного учителя, Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады,
и Господа Шри Кришны, Верховной Личности Бога, я возвратился к преданным.
P.S.
Может показаться, что, присоединившись к ИСККОН, я нарушил мирную жизнь
моей семьи и стал причиной беспокойств в родной деревне, однако эти отрицательные
моменты носили лишь временный характер. За годы пребывания в ИСККОН я
и многие другие преданные не раз посещали Аравад, где проповедовали принципы
сознания Кришны, и теперь мои родственники, как и все жители деревни,
признали ИСККОН истинным религиозным движением. Некоторые из них стали
преданными, в том числе мой двоюродный брат, который получил посвящение
у Шрилы Прабхупады, и моя сестра, чей сын окончил гурукулу ИСККОН во Вриндаване
и сейчас служит в храме ИСККОН в Америке. Мой ныне покойный отец просил
у меня тилак, когда я навещал его, и гордо украшал им свой лоб. Мои родственники
и другие семьи Аравада повторяют Харе Кришна на чётках и следуют четырём
принципам ИСККОН. Благодаря этому в моей родной деревне и соседних деревнях
возрос интерес к сознанию Кришны. Несколько лет назад там был создан центр
ИСККОН, в планы которого входит просвещение и распространение духовности
по всему региону, и первые результаты очень воодушевляют. Теперь все жители
моей деревни полюбили Движение «Харе Кришна»
|