Статьи

Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе
   

Опыт жизни в Чоупатти

Итак, я сейчас нахожусь в Чоупатти, в храме Шри Шри Радхи-Гопинатхи. У нас в школе 5 мая закончился очередной семестр, начались каникулы, который будут продолжаться до 24 июня, и я, посоветовавшись со старшими преданными и преподавателями, решил провести их в Чоупатти, чтобы исполнить наставление духовного учителя, который хотел, чтобы я за учебой не забывал про проповедь и распространение книг. Вместе с еще одним преданным из школы, Дамодарой прабху, мы 5 мая выехали из Матхуры и 6 мая утром уже были в храме. Вот уже почти месяц, как мы живем здесь, и я могу признаться, что приехал не зря - здесь есть на что посмотреть и чему поучиться.

Первое, что меня поразило - это то, как в храме проходит утренняя программа. Преданные начинают петь Гурваштаку очень медленно, постепенно начиная разгоняться где-то к середине Харе Кришна мантры. И, что удивительно, под конец все в прыгают и танцуют в полном экстазе! Я такого еще не видел - просто невозможно удержаться! А гостей и тех, кто пытается улизнуть, преданные очень мягко и смиренно втягивают в самую гущу танцующих и буквально через минуту они, как и все, начинают в экстазе петь и танцевать. То же самое происходит и во время Гуру-пуджи - обычно после 15-20 минутного киртана выходишь совершенно мокрым. Я вспоминал минские киртаны - только там происходит что-то подобное!

В храме очень хорошие отношения между преданными. Всего здесь живет около 70 брахмачари, но очень редко удаётся собрать всех вместе - они постоянно путешествуют, в особенности старшие преданные, выезжая в другие храмы и обучая преданных тому, как практиковать Сознание Кришне. Кстати, сейчас двое брахмачари из Чоупатти приехали в Украину и в Россию, они дают там лекции и семинары. К сожалению, я не могу их послушать, судя по письму, которое они написали храмовым брахмачари о своей поездке, это очень хорошие семинары. Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать...

Почти все преданные имеют высшее образование, происходят из интеллигентных семей. Отношения между ними в основном очень уважительные, но есть место и шуткам и неформальным вещам, конечно же, в рамках этикета. В храме есть так называемая "Vaisnava Training Academy", что-то вроде нашего Бхакта-програм. Молодые преданные живут в храме, совершают разнообразное служение, изучают шастры под руководством старших преданных. Так продолжается в течение года, после чего они могут либо остаться в ашраме, либо после обучения опять жить дома, что происходит довольно редко, так как здесь созданы все условия для спокойной духовной практики. Эти молодые преданные полны энтузиазма, но в то же время очень уважительно относятся к старшим брахмачари. Более того, старшие преданные, как и все остальные, тоже убирают храм, поклоняются Божествам, совершают служение на кухне - одним словом, делают почти то же, что молодые, за исключением того, что только старшим преданным разрешается выполнять ответственное служение. У каждого есть свои обязанности, и все очень стараются их строго исполнять. Причем, чтобы никому не было обидно, преданные регулярно меняются служением. Так, например, на каждый месяц составляется расписание служения, и каждый может подойти и посмотреть, что он должен делать. Затем на следующий месяц у него могут быть другие обязанности. В результате каждый брахмачари умеет делать практически всё - готовить для Божеств, поклоняться Божествам, проводить пуджу Шриле Прабхупаде, раздавать прасад, вести киртан, давать лекции, распространять книги. Храм полностью поддерживается прихожанами, поэтому брахмачари не беспокоятся о том, как заработать деньги. Естественно может возникнуть вопрос - а не станут ли они при этом просто бездельниками, пользуясь удобствами и преймуществами брахмачари-ашрама? В ответ на это я могу сказать свое впечатление от общения с ними. Похоже, что они действительно горят желанием служить Кришне и искренне молятся об этом. И немаловажную роль в формировании такого искреннего желания играет очень глубокое изучение шастр, которое введено в этом храме, и, конечно же, достаточное общение со старшими преданными - к примеру, Радханатха Махарадж проводит здесь около 6 месяцев в году! Преданные настолько заряжаются, что никого не надо заставлять что-то сделать. В действительности, я, как только приехал, тоже попытался найти себе какое-то служение, но оказалось, что все вакансии уже забиты, никто не хочет уступать своё место, и вообще, мне сказали, что я здесь гость и они должны служить мне. Только через несколько дней мне позволили выехать на программу в колледже, потом сказали, что единственное, что я мог бы делать, это выходить на санкиртану! Сейчас, правда, так как я планирую находиться здесь достаточно длительное время, меня тоже включили в расписание служения на июнь, при этом оставив достаточно времени на изучение книг и на вечернюю санкиртану.

Подход к обучению в Чоупатти заслуживает особого внимания. Каждый день проходит лекция для брахмачари. Она принимает разные формы. Иногда это семинар на несколько дней, который готовит один или несколько старших преданных. Иногда это просто отдельная лекция. Правило таково, что каждый брахмачари примерно раз в месяц должен подготовить что-то интересное и полезное для всех преданных. Лекция проходит утром, перед обедом. Формат этой лекции не является строгим, он меняется с течением времени в соответствие с нуждами. Так, например, вначале это было просто изучение книг Шрилы Прабхупады в рамках курса Бхакти-Шастры, но потом, когда преданные прошли все 4 книги и, сдав экзамен, получили титул Бхакти-Шастри, начали изучать Шримад-Бхагаватам. Но так как преподаватели из числа старших преданных постоянно путешествуют, пока решили остановиться на таком формате в виде отдельных тематических лекций и семинаров. Причем часто преданный начинает какой-то семинар и, не закончив, уезжает, при этом кто-то другой начинает свой семинар и тоже уезжает. В результате в течение недели проходят лекции на 2-3 темы. В общем, всё, о чём там говорится, довольно интересно и актуально, по крайней мере для меня. Естественно, что преданные этим не ограничиваются и самостоятельно читают и изучают книги Шрилы Прабхупады. Причем, что меня поразило, часто они полностью строят свои лекции в колледжах для студентов на том, что они прочитали в течение нескольких дней. Они просто пересказывают истории из тех разделов Шримад-Бхагаватам, которые прочитали накануне, показывая, какие уроки можно из них извлечь и как это можно применять в реальной жизни. Получается просто замечательно! В храме обширная библиотека, в которой есть практически все книги, которые когда-то были изданы. Также есть компьютеры, доступ к Интернет. Очень хорошая фонотека, где можно найти практически любой семинар или лекцию. Так что только учись, главное, чтобы это пошло на пользу. Вдобавок к лекции по Шримад-Бхагаватам и лекции для брахмачари проходят еще два факультатива по изучению санскрита и запоминанию шлок, посещение которых не обязательно, по желанию.

Раз уж я затронул тему проповеди, хочется рассказать, как у них построена проповедь в учебных заведениях. Во многих случаях всё начинается с нуля. Так, например, один преданный просто пришел в студенческое общежитие, прошел через охрану на входе и, постучавшись в первую попавшуюся комнату, сказал: "Я из ИССКОН, могу помочь вам прогрессировать в духовной жизни, если интересно, мы могли бы встречаться". Постепенно студенты начали привлекаться искренностью и чистотой этого вайшнава, он их сводил в храм, они еще больше вдохновились, и решили организовать какие-то программы. Сами студенты пошли к руководству колледжа и попросили разрешения использовать учебную аудиторию для еженедельных собраний. Директор колледжа сам несколько раз пришел и, тоже вдохновившись, позволил проводить такие программы на регулярной основе. На их обычно приходит около 50-100 человек. Более того, чтобы помочь студентам духовно прогрессировать, преданные организовали рядом с колледжам небольшой проповеднический центр. Это квартира, в которой живет 10-15 человек, в основном более-менее серьезных преданных, который уже повторяют мантру в течение какого-то времени. Там установлены Божества, каждое утро проходят программы, включая Гуру-пуджу, киртан, лекцию по Шримад-Бхагаватам. После этого - прасад, на который приходит около 50 человек из числа студентов и прихожан, живущих в этом районе. Прасад оплачивают сами студенты и прихожане, также как и аренду. Правда, если средств оказывается недостаточно, храм оказывает финансовую помощь из фонда пожертвований, чтобы поддержать эту программу. После прасада студенты отправляются учиться, после учебы возвращаются обратно, принимают прасад, вечером также проходит какая-то программа, есть все условия для того, чтобы они могли читать книги Шрилы Прабхупады. Часто после какого-то времени, проведенного в таком центре, преданный становится достаточно серьёзным и вдохновляется переехать в храм и пройти там обучение в Академии Вайшнавов. Храмовые брахмачари приезжают в такие центры, проводят вечернюю лекцию в колледже, остаются на ночь в центре и затем проводят всю утреннюю программу, дают своё общение, отвечают на вопросы и возвращаются обратно в храм. На настоящий момент у них около восьми таких центров по всему Бомбею.

Кроме программ в колледжах, брахмачари также проводят программы для прихожан. На практике это означает, что прихожане снимают помещение, приглашают людей посетить программу и просят преданных приехать, дать лекцию и спеть киртан. Обычно такие программы проходят также на регулярной основе раз в неделю, и, как правило, для каждой программы есть своя группа брахмачари, которая несет ответственность за её проведение. Преданные приезжают, дают своё общение, беседуют с прихожанами, отвечают на вопросы и поздно вечером возвращаются в храм. При этом независимо от того, во сколько преданный вернулся, все должны присутствовать на утренней программе начиная с мангала-арати и вплоть до конца лекции по Шримад-Бхагаватам! Только днем получается отдохнуть. Каждый брахмачари несет ответственность за одну, две, три или даже четыре такие программы в неделю - сколько кто может выдержать! Поистине, они настоящие аскеты! Также преданных, у которых нет столько много ответственности, вдохновляют хотя бы раз в неделю выходить на санкиртану. Вообще здесь очень сильный дух проповеди, но от храма распространяется не так много книг. Основной результат делает группа выездной санкиртаны - около 10 преданных на автобусе, которые уезжают в путешествие по деревням и городкам на 2-3 недели, распространяют кучу книг и потом примерно 1-2 недели проводят в храме, проходя обучение и отдыхая. Причем эта группа тоже не постоянного состава - преданные меняются примерно раз в 1-2 месяца, может быть только два-три человека, составляющие костяк группы, остаются. Но и они меняются через 1-2 года. Молодых преданных вдохновляют пройти школу санкиртаны, это, похоже, является частью обучения. Прихожане тоже выходят на санкиртану, распространяя какое-то количество книг. В марафоны же на санкиртану выходят все, оставляя только тех, кто необходим для функционирования храма. В результате Чоупатти распространяет не меньше книг, чем Джуху, в котором санкиртана является практически основным направлением проповеди.

Одним словом, служения у брахмачари хватает, приходится предаваться. Все очень стараются внимательно повторять мантру, никто не покидает алтарную вплоть до приветствия Божеств. Видно, что преданные по-настоящему молятся Святому Имени. И, соответственно, видя такой пример отрешенности и чистоты, прихожане испытывают огромное уважение к брахмачари и, как я уже сказал, полностью поддерживают храм. Брахмачари также очень уважают грихастх, всегда можно видеть, как преданные встречаются, садятся и обсуждают какие-то философские вопросы. Иногда грихастх приглашают дать лекции для брахмачари, чтобы поделиться опытом семейной жизни и реализациями на духовном пути. Грихастхи приходят в храм, вместе с брахмачари поклоняются Божествам, дают лекции. Вдобавок к этому, брахмачари проводят программы в храме, обучая прихожан.
Студенты также приходят в храм к своим кураторам, задают вопросы, обсуждают свои проблемы. В результате община, состоящая из примерно 2500 преданных, представляет собой одну большую семью. Почти каждый день у кого-то день рождения или семейный праздник, и эти прихожане устраивают пир для брахмачари и всех преданных. Последний раз, например, один старший грихастха-бизнесмен не просто устроил огромный пир, но также подарил что-то каждому брахмачари. Именно эта семейная атмосфера отличает Чоупатти от не менее большого храма в Джуху, где всё ориентировано больше на внешнюю проповедь - распространение книг, красивый храм, 24-часовой киртан, роскошное поклонение Божествам, распространение прасада. Все это есть и в Чоупатти, но главное отличие - в этой удивительной атмосфере взаимной заботы и уважения, которая побуждает людей становиться и оставаться преданными.

Еще одна вещь, которая меня удивила - это то, что лекции в храме проходят исключительно на английском языке. Тем самым с самого начала проповедь ориентируется на боле-менее культурных людей. Конечно же, на воскресных лекциях есть перевод на хинди для тех, кто не понимает английского, но в основном остаются образованные люди. Очень высокий уровень как воскресных лекций, так и лекций по Шримад-Бхагаватам. Их дают и брахмачари, и старшие грихастхи. Особенно необычна воскресная лекция - часто она длится 1,5 часа, и невозможно оторваться - настолько интересно и актуально. Видно, что преданные не зря систематически изучают книги Шрилы Прабхупады.

Храм очень красивый и уютный, все продумано для того, чтобы обеспечить как можно лучшие условия для практики преданного служения. Очень красивые и милостивые Божества Шри Шри Радха-Гопинатха, Шри Шри Нитаи-Гаурачандра и Шри Гиридхари-Гопал. Божество Гопала вообще очень необычное, каждую воскресную программу или фестиваль оно принимает облик какого-то воплощения Кришны. Это может быть точная копия Удупи-Кришны или Тирупати-Баладжи, Господь Нрисимхадев, Кришна во Вриндаване или же просто Гопал. Для этого преданные меняют Его форму, скрывая поднятую вверх руку за одеждой и делая руки в необходимой форме из гипса. Получается просто поразительное превращение! К сожалению, у меня здесь нет цифрового фотоаппарата, иначе бы я прислал фестивальные фотографии. Божеств очень хорошо кормят 7 раз в день, всегда можно купить самый разнообразный махапрасад. Каждый, кто приходит в храм, получает чаринамриту или маха-воду и небольшую маха-сладость.

Прасад для преданных тоже очень вкусный, хотя и достаточно простой. Всё предлагается Божествам, готовится на гхи, никакого чили (за исключением воскресного пира, когда прасад готовится в расчете на вкусы новых людей, привыкших к острой пище). Питание 3 раза в день - в 9 утра завтрак, час дня обед и 7 вечера ужин, в 9 вечера - горячее молоко. Брахмачари дают фрукты по сезону. Сейчас, например, сезон манго, и каждый день утром можно взять несколько манго и съесть их в течение дня. В ашраме стоит очень хороший фильтр для воды. Если необходимо, можно совершить омовение горячей водой - есть бойлеры в душевых. Одним словом, о преданных здесь заботятся, это - один из главных принципов, на которых построен брахмачари-ашрам. Преданные полностью посвятили свою жизнь преданному служению, предаются каждый день, и это достойно уважения.

 

Сарвагья дас
обсудим в форуме


Читаем также:
Все статьи >>

 
 
 
 
 
Hosted by uCoz