Статьи

   

Основные положения вероучения вайшнавов

1. Высшая истина есть Бог – Верховное Всесовершенное существо, Господь Шри Кришна. Согласно вероучению вайшнавов, Верховный Господь Шри Кришна познаётся в трёх аспектах: Брахман ( безличный всепроникающий дух); Параматма (Высшая душа, пребывающая в сердце каждого живого существа и в каждом атоме творения) и Бхагаван (Верховная Личность Бога, являющаяся источником Параматмы и Брахмана).

2. Бог не безличен и не бескачественен, но Он – высшая трансцендентная личность (Бхагаван), обладающая бесчисленными трансцендентными качествами и проявляющая Себя в форме олицетворённого всебытия, всезнания и всеблаженства (сад-чид-ананда виграха).

3. Шри Кришна обладает разнообразными непостижимыми энергиями, которые тройственны по своей природе и разделяются на:
- Вишну-шакти (Йогамайа);
- Кшетрагья-шакти;
- Вишну-шакти (Маха-майа).

Вишну-шакти – это внутренняя, духовная энергия Господа, проявляющая Его Царство – трансцендентные планеты Вайкунтхи, гди жизнь вечна, полна знания и блаженства, где правит Сам Господь в Своих бесчисленных формах Вишну-мурти (Кришна, Нараяна, Рама, Нарасимха и т.д.) – Брахма-самхита (5.33;5.39).
Кшетрагья-шакти – это все живые существа, которые духовны по своей природе и являются вечными душами, неотъемлемыми частицами Господа («Бг», 2.12;7.5;15.7.) Их изначальное и естественное положение есть служение с любовью и преданностью Всевышнему господу Шри Кришне.
По утверждению «Бхагавад-гиты» (15.16) , существует два вида живых существ – кшара и акшара. Акшара вечно свободны и всегда живут с Гоподом в Его духовном царстве, но кшара находятся в материальном мире и обусловлены действием материальной энергии природы (энергии авидья-шакти). Попав в материальный мир, эти падшие души забыли о Боге, о своих взаимоотношениях с Ним и преданном служении Ему, в котором заключено их подлинное, высшее, духовное счастье. Отождествляя себя с временными материальными телами, они вращаются в бесконечном круговороте перевоплощений и страдают от рождения, старости, болезней и других беспокойств, вызываемых материальной природой («Бхагавад-Гита», 2.13; 2.22; 15.8).
Авидья-шакти – это внешняя, материальная энергия Господа, проявляющая материальный космос для жизни обусловленных душ. Сам Всевышний Господь Шри Кришна полностью трансцендентен к этому творению и не принимает в нём прямого участия. Творение, поддержание и разрушение материальных Вселенных осуществляется различными полными экспансиями Господа – пуруша-аватарами (Маха-Вишну, Гарбходакашаи Вишну и Кширодакашаи Вишну) и гуна-аватарами (Брахма, Вишну, Шива).

4. Во Вселенной существует около 8 млн. 400 тыс. различных форм жизни, в которых происходит перевоплощение душ в соответствии с законом кармы (законом воздаяния за совершенные действия). Среди этих форм человеческая форма считается наилучшей для достижения духовного совершенства и возвращения после смерти в духовное царство Шри Кришны. Имея человеческие тела, мы можем познать Бога, служить Богу и любить Его, но не нашими теперешними умом и чувствами, по своей собственной воле, а по милости Самого Господа. Милость Господа. Нисходит и передается через истинного духовного  учителя, который постоянно и неразрывно связан с Господом узами божественной любви, и только он может привести нас к Богу. Поэтому важным моментом духовной жизни является принятие посвящения у такого духовного учителя, что является началом духовной жизни. Духовный учитель подобен вечному отцу, который проводит человека мимо подстерегающих опасностей материального существования в духовный мир. Только духовный учитель и Кришна могут одарить человека семенами преданного служении. Никто без их милости не может достичь каких-либо успехов в преданном служении.

5. Наилучший метод достичь совершенства и вернуться к Богу есть бхакти, или преданное служение Господу. Для нынешней временной эпохи наиболее эффективным методом пробуждения бхакти является санкиртана, или совместное воспевание  Святых Имён Кришны в форме маха-мантры (Кали-сантарана Упанишад, Брихан-нарадия Пурана): «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе».

 В отличие от других религиозных систем, в учении гаудия вайшавизма бхакти является одновременно и средством и конечной целью. Достигая совершенства в бхакти, вайшнав достигает совершенства выполнения обязанностей по отношению ко всем живым существам. Бхакти является всеобъемлющим процессом, и другие методы духовного осознания, такие как гьяна, йога и карма, рассматриваются или как составные части метода бхакти, или как вспомогательные  процессы приводящие человека к принятию бхакти («Бхагавад-Гита», 6.47; 7.19; 18.54). Например, совершенством гьяны является знание «Бхагавад-гиты» и «Шримад Бхагаватам». А карма-йога понимается или как деятельность, выполняемая непосредственно в сознании Кришны, или как бескорыстное исполнение своих профессиональных, гражданских и прочих обязанностей.

6. Совершенство жизни есть према-бхакти, или чистое преданное служении Господу в любви, свободное от всякого стремления к чувственному удовлетворению.

На основе этих богословских концепций построена и этика бенгальских вайшнавов. Праведными качествами считаются те, которые способствуют приближению души к Богу (правдивость, милосердие, самообладание, внутренняя и внешняя чистота, воздержание от насилия, всепрощение, чувство долга), а греховными – те, которые отдаляют душу от Бога и погружают в круговорот материальной жизни (лживость, стяжательство, гордыня, грубость, похоть, невежество, причинение вреда другим, уклонение от выполнения долга). Предполагается, что вайшнав, сознающий свою духовную природу вечной частицы Бога, видит ту же природу и в других; т.о., его любовь к Богу распространяется и на всех окружающих. Отличительной чертой бенгальского вайшнавизма (бхакти), выделяющей его на фоне многих других течений индуизма, является утверждение превосходства самоотверженной любви и сужении над достижением личного спасения. Поэтому преследователи гаудия-вайшнавизма готовы вынести всевозможные страдания ради спасения других.
Отсюда, видимо, проистекает и неоднократно проявившая себя готовность последователей Общества сознания Кришны приходить на помощь нищим и обездоленным, в первую очередь в местах стихийных бедствий и военных конфликтов. Таким образом, продолжается традиция массовой раздачи вегетарианской пищи, начатая Шри  Чайтаньей Махапрабху и его последователями в 16 веке. Корни этой традиции восходят к «Бхагавад-гите» (17.13), в которой религиозные действа, не сопровождающиеся раздачей пищи, объявляются невежественными, не приносящими блага. Соответственно, и Бхактиведанта Свами Прабхупада, ачарья-основатель Общества сознания Кришны, придавал большое значение благотворительности, указав своим последователям, что вокруг храмов Общества сознания Кришны не должно быть голодных.

СПРАВОЧНИК
"Индуистские религиозные и духовно-просветительские организации в России"
Составитель: доктор фолософских наук,
государственный советник Российской Федерации 3 класса
Иваненко С.И.

обсудим в форуме

 

Читаем также:

Может ли Бог создать камень который Сам не сможет поднять? >>>

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Hosted by uCoz