Движение сознания Кришны существует около 500 лет. 
          Оно зародилось в Бенгалии (Индия). Основателем его считается Шри Чайтанья 
          Махапрабху, признанный вайшнавскими духовными учителями Самим Богом, 
          низошедшим в материальный мир. Пророчества о Его приходе содержатся 
          в священных писаниях. Целью Господа Чайтаньи было дать грешникам простой 
          и верный способ достижения духовного совершенства — пение и повторение 
          святого имени Бога. Так Господь Чайтанья хотел восстановить древнюю 
          религию Вед. Веды — это изначальные священные писания человечества. 
          О происхождении Вед рассказывается в них самих. Они были поведаны Господом 
          Брахме, первому сотворенному существу, а тот передал их Нараде Муни, 
          своему сыну. Тысячелетиями Веды передавались изустно. Примерно пять 
          тысяч лет назад их записал святой подвижник Вьясадева (Вьяса). Он систематизировал 
          ту ведическую литературу, которая уже существовала, и добавил к ней 
          некоторые новые разделы. 
        Чтобы уберечь священную литературу от искажений, духовные 
          учителя прошлого, включая составителя Вед Вьясадеву, пользовались «парампарой» 
          — системой передачи знания «по цепочке». Так поддерживалась преемственность 
          духовной традиции. В настоящее время есть четыре авторитетных преемственности 
          (сампрадаи). К одной из них, а именно к Брахма-мадхва-гаудия-сампрадае, 
          относится современное Движение сознания Кришны. (К этой же сампрадае 
          принадлежал знаменитый философ Мадхвачарья (Мадхва). 
        Господь Чайтанья, основатель движения сознания Кришны, 
          учил философии святого имени, показывая пример подвижничества, святости 
          и глубокой любви к Богу. Его учениками и последователями были крупнейшие 
          индийские ученые XVI века — Рупа Госвами, Санатана Госвами. Джива Госвами, 
          Кришнадас Кавирадж и другие, оставившие после себя огромное богословское 
          наследие. В их книгах подробно описан путь к духовному совершенству. 
          Последователями Господа Чайтаньи были также знаменитый поэт Нароттам 
          дас Тхакур, богословы Вишванатха Чакраварти и Баладева Видьябхушана 
          (XVII - XVIII вв.). Первым проповедником, слово которого донеслось до 
          западного мира, был поэт и философ Бхактивинода Тхакур, впервые изложивший 
          учение Господа Чайтаньи на английском языке. Он предсказал, что в XX 
          веке движение сознания Кришны распространится по всему миру. Сын Бхактивиноды 
          Тхакура Бхактисиддханта Сарасвати, один из наиболее одаренных и образованных 
          людей своего времени, основал всеиндийское общество «Гаудия Матх» и 
          опубликовал произведения ведической литературы на большинстве языков 
          Индии. 
        Учеником Бхактисидханты Сарасвати стал Его Божественная 
          милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада (Шрила Прабхупада), основатель 
          и духовный учитель Международного общества сознания Кришны. Еще в молодости 
          Шрила Прабхупада получил от своего гуру указание проповедовать в странах 
          Запада. Исполнить это указание он смог только в возрасте семидесяти 
          лет. В 1965 году Шрила Прабхупада отправился в Америку и начал проповедь. 
        
        Хотя вначале Шрила Прабхупада не имел даже элементарных 
          средств к существованию, за последующие двенадцать лет ему удалось создать 
          международное движение практически во всех странах мира, издать около 
          шестидесяти томов книг (переводов ведической литературы и своих комментариев 
          к ней). 
        История движения в России 
        Летом 1971г. Шрила Прабхупада прибыл в Советский Союз 
          и несколько дней провел в Москве. Власти не разрешили ему познакомить 
          советскую общественность с учением Господа Чайтаньи. Однако после визита 
          Шрилы Прабхупады в Москве появился его первый ученик, который, идя на 
          риск, начал проповедовать. Вскоре, благодаря этой проповеди, ведической 
          философией стали интересоваться многие искренние люди в разных городах 
          Советского Союза. 
        В начале восьмидесятых годов начались преследования. 
          По обвинениям, которые впоследствии были признаны абсурдными даже представителями 
          правоохранительных органов, осудили десятки участников движения, многих 
          заключили в психиатрические больницы. Особенной жестокостью отличались 
          гонения в Москве и Ереване. Юношей и девушек, единственной виной которых 
          было их религиозное инакомыслие, подвергали изощренным пыткам и принудительному 
          «лечению» нейролептиками, морили голодом в карцерах за отказ есть мясную 
          пищу, избивали, подвергали всевозможным унижениям. В результате гонений 
          трое вайшнавов погибли, здоровье многих было подорвано. Дочь Премавати 
          деви даси, одной из участниц движения, родилась в следственном изоляторе 
          и скончалась в ИТК в возрасте одиннадцати месяцев. В конце 80-х годов 
          узники совести были постепенно выпущены из тюрем. Это произошло благодаря 
          активным действиям их духовных братьев, оставшихся на свободе, а также 
          вмешательству мировой общественности. 
        Хотя движение сознания Кришны появилось в нашей стране 
          относительно недавно, было бы ошибкой считать, что до этого в России 
          ничего не знали о Ведах. Древняя славянская культура была тесно связана 
          с ведической. Об этом свидетельствуют многие памятники устного народного 
          творчества. Что касается более позднего периода, то известно, что в 
          XVII — XIX вв. в Астрахани и некоторых других российских городах существовали 
          индийские общины, члены которых исповедовали индуизм и поклонялись Кришне. 
          Есть множество упоминаний об этом в трудах известных путешественников 
          — Гумбольдта, Палласа и др. В астраханской общине был храм Кришны, где 
          постоянно проходили богослужения. При храме жили монахи-санньяси, святые 
          странники и богословы, там хранили и переписывали священные книги. 
        В XVIII — XIX вв. в России существовал глубокий интерес 
          к ведической культуре и литературе. «Бхагавад-гита» была переведена 
          на русский язык еще в XVIII в. Огромное уважение к индийской духовности 
          и, в частности, к «Бхагавад-Гите» испытывали выдающиеся деятели русской 
          культуры —первый русский востоковед Г.С. Лебедев, первый директор Императорской 
          Публичной библиотеки А.Н. Оленин, Л.Н. Толстой и др.