Творчество

   

Басни

 

Ната дас (Ярослав Климанов)

 

* * *

Пчела и мёд.


Стоял в закрытой банке мед,
к себе притягивая взоры,
средь пчел рождая разговоры,
насколько он хорош. И вот
одна наивная пчела
на банку мягко приземлилась
и по поверхности стекла
заерзала и закружилась,
стремясь вовнутрь и так и сяк.
Устала бедная, вспотела,
но без хозяина никак
отведать меда не сумела
и думать про себя взялась:
"Неужто я напрасно билась?
Наверняка, на этот раз
я вкусом меда насладилась!
Я чувствую, как я сыта!
Нет сил лететь. Объелась, право.
Да, мед – хорошая забава,
а жизнь без меда – суета".
Так те, чей разум не глубок,
без веры молятся и много.
И думают, что любят Бога.
Но вкус любви от них далек.
Не только вкус. И аромат
они к несчастию не знают.
В их сердце множество преград,
что мед любви от них скрывают.

 

 

* * *

Жук и муравей.

 

Один несчастный муравей
тащил листочек, надрывался.
Ему навстречу жук попался
и тихо прожужжал: "Ей-ей,
мне кажжется, твой груз велик,
жживот, дружжище, так надсадишь.
Быть можжет, отдохнёшь, присядешь?"
Мураш в ответ:"Молчи, старик!
Я этот труд осилить смог.
Мне нету равных, я уверен.
И отдыхать я не намерен".
Сказал и тут же занемог.
Покинула беднягу сила.
Листом трудягу придавило.
Он был готов отдать концы,
но жук помог ему смиренно
и тихо молвил: "Несомненно,
в могилу сходят гордецы
гораздо раньше дней своих.
Гордыня убивает их".

 

* * *

Однажды некий господин
задумал сочинить поэму,
чтоб словом поразить богему,
чтоб знали все, что он один
в своих возвышенных стихах
жизнь может описать искусно,
неважно письменно иль устно,
и так прославиться в веках.
Но вот средь жизненных исканий
влюбился пламенный поэт
в особу очень юных лет.
Поток сердечных излияний
он вылил на неё не раз,
поэму сразу же оставил,
пред девой пел, пускался в пляс
и очень скоро свадьбу справил,
родил детей, построил дом
и начал жить простым трудом.
Огонь искусства в нём померк
и вот уж он – обычный клерк,
не столь горячий и ретивый,
как прежде, но зато – счастливый.

Зачем, скажи, нам слава мира?
Одно живое существо
творить способно волшебство,
когда оно для сердца мило.
Любовь способно превращать
дрова в золу, а пепел – в розы,
освобождать, порабощать,
рождая в нас и смех и слёзы,
даруя облегченья вздох.
Источник всей любви – есть Бог.

 

* * *

Светлячок

 

Считал себя весьма значительным
один полночный светлячок.
Для мух и блох он был действительно
как лучезарный маячок.
Один сверчок сказал ему:
"О, светлячок, прогнавший тьму!
Пусть как поэт я бестолков,
но ты - Луна среди жуков!"
Но вот настал рассветный час,
и небо вдруг порозовело.
Сияньем солнца озарясь,
всё заиграло и запело,
и ожило. А светлячок,
забившись в тёмный уголок,
на Солнце принялся ворчать:
"Оно мешает мне сиять!"

Так все, кто завистью влеком,
кто с божьим светом не знаком,
по-своему в одном лишь правы:
им тьма нужна для бренной славы.

 

* * *

Две обезьяны подрались,
деля кожурку от банана.
Другие рядом собрались
и пожилая обезьяна
сказала в назиданье им:
"Мы лишь по глупости грешим.
Всмотритесь в высь. Там, наверху,
Плодов в избытке, право слово.
Вы ж за земную чепуху
Друг дружку разорвать готовы."

 

* * *

Дрова

Дрова трещали меж собою
в печи, объятые огнём:
"Своей душевной теплотою
мы обогреем целый дом".
"Нас будут вспоминать за то
лет пятьдесят, а может сто!
Ведь жар любви, что в нас сокрыт,
от стужи этот мир избавит.
Конечно, он и нас спалит,
но подвиг этот нас прославит.
И, несомненно, в память нам
воздвигнут монумент из бронзы
с посмертной надписью "Дровам!"
А пьедестал украсят розы".
Но люди печку протопили
и сразу о дровах забыли,
а завтра новых нанесли
а так же быстро их сожгли.

Предназначенье дров – сгорать,
не думая о славе тленной.
Так все святые во вселенной
желают Бога прославлять,
забыв себя в своих трудах,
но слава их живёт в веках.

 

* * *

Лягушка и слон.

Не сильтесь ограниченным умом
до безграничной истины дойти.
Однажды лягушонок со слоном
вдруг встретились на жизненном пути.
Был лягушонок сильно поражен:
"Какой огромный и могучий зверь!"
И вскоре с мамой поделился он:
"Живую гору встретил я, поверь.
Я встретил зверя высотою с дом".
Лягушка-мама квакнула в ответ:
"В рассказ твой верю я с большим трудом.
Таких животных в мире просто нет".
"Нет-нет, он есть. Я видел. Он большой!"
Лягушка-мама, несколько гордясь,
раздулась и спросила: "Вот такой?"
"Нет-нет, он больше был во много раз".
Лягушка поднатужилась опять
и, став как шар, спросила: "Вот такой?"
А сын пытался маме описать:
"Нет, больше. Как гора! Он схож с горой!"
Пытаясь осознать слоновье тело,
лягушка-мать раздулась до предела,
но стать слоном как прежде не смогла
и от своих стараний умерла.

Те, кто умом пытаются понять,
как необъятны мир и Бог, и время,
неся досужих рассуждений бремя,
обречены, страдая, умирать.
А истина смиренных выбирает.
Тем, кто не может без нее прожить,
кто жаждет бескорыстно ей служить,
она в свой срок сама себя являет.

 

* * *

Мельник и мудрец

Мудрец Большая Голова
смотрел через очки,
как вол вращает жернова,
чтоб намолоть муки.
Мудрец обдумал весь процесс
и мельника спросил:
"Мне все почти понятно здесь.
Но ты бы объяснил,
зачем ты колокол большой
повесил на вола?
Как может инструмент такой
спасти твои дела?"
С улыбкой мельник посмотрел
на горе-мудреца:
"Узнай, что я средь многих дел
уверен до конца:
покуда колокол звенит,
вол крутит жернова.
А если нет, то он стоит".
Большая Голова,
желая дело прояснить,
задал вопрос другой:
"А если вол, чтобы схитрить,
закрутит головой?
Как сможешь ты обман раскрыть?
Ответь мне, наконец".
"Ну что ж, отвечу, так и быть:
вол, к счастью, не мудрец"
Мораль сей басни такова:
в любом из нас сидит
Мудрец Большая Голова.
Он всячески хитрит.
И цель у мудреца одна –
лениться, не служить,
и наслаждаться здесь сполна,
и лишь себя любить.

 

* * *

Пчела и свинья.

Свинья, лежавшая в грязи,
на летнем солнце разомлела.
Пчела, летевшая вблизи,
ей сострадательно пропела:
"Узнай скорей, почтенная сестра,
что началась блаженная пора.
Всё дышит, распускается, цветёт,
давая нам нектар, пыльцу и мёд.
Пойдём, пришла пора его собрать.
Поверь, не нужно времени терять.
Коль скоро вдохновиться ты сумеешь,
я тотчас поведу тебя туда,
где запахом одним лишь опьянеешь!"
Свинья в ответ: "Была бы в том нужда!
Не суетись подружка, не жужжи,
в навозной жиже лучше полежи.
Все запахи цветов, что есть снаружи,
мне не заменят этой тёплой лужи".

Недаром и поныне говорят:
что пища одному, другому яд.

 

* * *

Золотые оковы

Царь как-то трёх преступников судил:
министра, казначея и кассира.
Чтоб правильный пример подать для мира,
он их в оковы заключить решил.
На царской кузне, где всегда жара,
сталь для кассира отковали быстро,
для казначея - цепь из серебра
и золотые цепи для министра.
Один святой нам объяснил подробно,
чтоб не могли мы в заблужденье впасть:
здесь сталь - невежество, а серебро здесь страсть,
а благость в жизни золоту подобна.
Любые цепи сковывают нас,
и даже благочестие - оковы,
что заставляют нас рождаться снова.
Когда, желаньям Кришны покорясь,
отвергнем мы сияние оков,
тогда познаем чистую любовь.

 

* * *

Жена про мужа говорила:
"И вправду муженёк хорош.
Есть в нём и доброта и сила.
Немножко неказист, так что ж.
Я восполняю сей пробел."

Несовершенство наших тел
Нам даже ближние прощают,
О Боге что уж говорить!
Коль есть желание любить,
Он и калеку принимает.

 

* * *

Кольцо в носу.

Тащил повозку бык упрямый.
Повсюду он искал свой путь.
Где надлежало ехать прямо,
там бык всегда хотел свернуть.
Но только он с пути сбивался,
Погонщик быстро с ним справлялся.

Сквозь нос рабочего быка
кольцо стальное продевают,
к нему поводья прикрепляют
и, если нужно, то слегка
поводья тянут без угроз,
кольцо, продетое сквозь нос,
быку страданье доставляет,
и он, смиряя гордый нрав,
все приказанья исполняет,
осознавая: "Я не прав".

Закон природы очень прост.
Есть в мире боль. И слава Богу!
"Кольцо, продетое сквозь нос"
всегда рождает в нас вопрос:
"Как встать на верную дорогу?"

 

* * *

Слон

Грязнуля слон пошёл к реке купаться.
Чтоб с тела пыль полуденную смыть,
он принялся резвиться и плескаться,
являя всем недюжинную прыть:
польёт себя из хобота водой,
нырнёт на глубину разок-другой.
Зачем же нарекли слона грязнулей?
Он кажется наоборот чистюлей.
Вот из воды, сияя, выйдет он,
чудесный, очень чистоплотный слон,
и, в хобот поскорей набрав песка,
обсыплет своё тело свысока,
чтобы оно на солнце не сверкало,
а вновь, как прежде, очень пыльным стало.

Так человек, очистясь от греха
молитвою, постом и воздержаньем,
святых имён смиренным воспеваньем,
вдруг чувствует, что чистота "плоха".
И, с бренным миром сохраняя связь,
вновь принимает чувственную грязь
за истину, чтоб ею наслаждаться...

 

Ната дас (Ярослав Климанов)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Hosted by uCoz